Премьер
- Министру РК
Смаилову А.
Генеральному
Прокурору Республики Казахстан
Асылову Б.Н.
Еженедельно
средства массовой информации освещают острые проблемы, происходящие в АО «НК
«Казахстан Темир Жолы», которые связаны с коррупцией, злоупотреблениями,
заторами на стыковых станциях и отсутствием локомотивной тяги, нарушениями
безопасности движения поездов, низким уровнем заработной платы, сокращениями
персонала и т.д.
Очевидным
становиться то, что страдает от этого как предприниматели всех уровней, так и
вся экономика Казахстана в целом.
Поводом нашего
обращения послужила ситуация по сходу 28 декабря 2022 года грузового поезда по
станции Карабас, в результате которого сошло 19 вагонов с экспортным зерном.
Ориентировочные
потери экспортера составляют более 1 млрд. тенге (утрата груза и вагонов).
Вопиющим является
то, что «КТЖ» в течение первых часов схода выносит решение в виновности - на
собственника вагонов и дает соответствующий комментарий в СМИ. Когда при
оформлении указанных вагонов, «КТЖ» - как перевозчик принял груженные вагоны к
перевозке без каких-либо претензий! вагоны находятся на гарантии у завода
изготовителя, пробег вагонов не достиг первого деповского ремонта, который
наступает по истечении 3 лет.
Данное обвинение
считаем не состоятельными, так как не была создана комиссия по расследованию
нарушений безопасного движения на железно дорожном транспорте утвержденной
приказом Министра.
Со стороны
потерпевших от крушения вагонов в адрес Министерства и других
уполномоченных органов были направлены соответствующие обращения о фактах
невыполнения требований Правил со стороны КТЖ, допустивших 01.01.2023 года
ремонтно-восстановительные работы, не обеспечивая тем самым сохранность всех
деталей, предметов и документов, которые на момент следствия могут
свидетельствовать при установлении причин крушения или аварии.
В связи с тем,
прошло достаточно много времени, восстановить истинные причины происшествия
будут крайне сомнительны, мы считаем что это делается умышленно для отвода от
ответственности реальных виновных лиц ответственных за содержание железнодорожных
путей и норм технической безопасности.
Кроме того, стоит
отметить, что буквально месяцем ранее, на этом же участке был подобный сход, с
14 вагонами груженными пиломатериалами, а на момент подготовки депутатского
запроса, 8 января 2023 года по станции Манкент произошел аналогичный сход
поезда.
Декабрьские
задержания топ-руководителей дочерних компаний - показало множество
коррупционных рисков в работе КТЖ. Статистика последних лет по факту нарушений
показывает- 70% преступлений в железнодорожном секторе связаны с коррупцией, и
30% преступлений связаны с хищением материальных ресурсов, которые направлялись
на обновление инфраструктуры.
Таким образом,
Национальному перевозчику необходимо сфокусироваться на следующих задачах:
1. Внедрение
современных технологий и полная цифровизация процессов, так как существует
проблема отставание поездов на 12 часов, имеется риск столкновений как грузовых
так и пассажирских поездов из-за отсутствия интернет-связи.
2. Максимально
акцентировать внимание на обновление и развитие инфраструктуры, магистрали
железнодорожных сетей, в том числе грузовых станций.
3. Привлечение
квалифицированных специалистов
4. Внедрение
института транспортной дипломатии.
На основании
изложенного, просим Вас:
Проинформировать о
результатах проверок всех событий в железнодорожных транспортных происшествий а
именно, в части создания Комиссии и реагирования следственных мероприятий
согласно сроков действующих правил утверждённых Министерством за последние три
года.
А также сообщить
привлекались ли к ответственности работники КТЖ по результатам происшествия и
проверок.
Взять на особый контроль схода вагонов по станции Карабас, о результатах нарушений просим подробно сообщить в установленный законом срок.
С уважением,
депутаты Фракции «Ак жол».