07
Декабря

07.12.2022

Демпартия «Ак жол» требует прекратить надуманные «претензии» налоговиков к предпринимателям в Шымкенте и Кызылординской области, связанные с законными наличными платежами по сделкам менее 1000 МРП

Заместителю Премьер-Министра РК

Е.Жамаубаеву 

Генеральному Прокурору РК

Б.Асылову

В партию «Акжол» поступают обращения предпринимателей из разных регионов (Шымкент, Кызылорда и др.) по фактам нарушения их законных прав со стороны органов государственных доходов.

В этих регионах субъектов МСБ начали активно привлекать к административной ответственности по статье 266 «КоАП РК». Данная статья предусматривает повторное взимание налогов и штрафы за оплату наличными по сделкам, суммой свыше 1000 МРП между юрлицами.  Только в Шымкенте такие дела возбуждены в отношении 242 субъектов бизнеса. По приблизительным оценкам, общее количество предпринимателей, подвергшихся такому давлению со стороны органов госдоходов составляет около полутора тысяч или каждый четвёртый субъект предпринимательства в одном только этом городе.
Представители бизнеса не согласны с действием налоговиков. Согласно Закону «О платежах и платёжных системах», платежи по сделке, суммы которой превышает 1000 МРП осуществляется ИП, состоящими на учёте в качестве плательщика НДС, или юрлицами в пользу другого ИП или юрлица только в безналичном порядке.

Согласно тому же Закону, сделки менее 1000 МРП (сегодня это около 3 млн.тг) могут совершаться через оплату наличными.

Предприниматели, на которых возбуждены административные дела, действительно осуществляли некоторые расчёты между юрлицами наличными, но суммы таких сделок не превышали 1000 МРП и при этом на каждую сделку заключались отдельные договора. Таким образом, Закон не нарушался.

Однако теперь налоговики изобрели внеправовой подход, при котором сделки, заключённые сделки между одними и теми же лицами за последние 3 года, несмотря на разнородность товаров, работ, услуг и независимо от периода их заключения, стали считать «одной» сделкой, якобы «искусственно раздробленной» предпринимателями во времени и пространстве с целью уклонения от налогов.

Для малого и среднего бизнеса, который сегодня просто выживает, - такое «дальновидное коварство» - растянуть одну сделку на три года – просто невообразимо.
Поверьте, в МСБ никто не будет ждать поставки товара, и тем более – оплаты за него целых 3 года. Доводы органов госдоходов основаны только на их предположениях - без аудита, без заключения органов следствия.

Теперь предприятиям, совершившим покупки наличными в законных пределах до 1000 МРП, доначисляются ранее уже уплаченные налоги плюс штрафы, причём речь идёт о серьёзных суммах, в некоторых случаях – до 37% от годового оборота предприятия. Фактически речь идёт о двойном налогообложении добросовестного бизнеса.
Для многих малых и средних предприятий это - смертный приговор бизнесу.

Фракция «Ак жол» считает, что налоговые органы в очередной раз слишком вольно трактуют законы. В Законе «Оплатежах и платежных системах» речь идет о платежах по сделке. Слово «сделка» используется в единственном числе, а значит - порог 1000 МРП распространяется на платеж по одной сделке. При этом, в законодательстве нет ограничений по количеству сделок за определенный налоговый период.

Кроме того, Нацбанк в своем официальном разъяснении также указывает на общую сумму в рамках одного договора (сделки), заключенного с юрлицом или ИП, состоящим на учете в качестве плательщика НДС.

Доводы органов госдоходов о дробных платежах в рамках одной сделки, являются безосновательными, так как платежи совершены по ряду сделок, при этом в законодательстве понятия «дробные платежи» не существует. Налицо превышение полномочий должностными лицами органов госдоходов и ненадлежащий подход при вынесении решения по делу.

Более того, при рассмотрении дел, органами госдоходов допускаются грубые процессуальные нарушения.

Так, некоторые постановления выносились без участия самих налогоплательщиков и непонятно, как налоговый орган установил факт совершения правонарушения и вину предпринимателей, если при рассмотрении дела не истребованы и изучены договора и не получены объяснения. При этом налоговики утверждают, что сделки были заключены по одному и тому же предмету.

Органы госдоходов возбуждают адмдела на основании камерального контроля по анализу данных ЭСФ, без изучения материалов и договоров. При этом субъективное мнение сотрудника органов госдоходов по определению сделки между одними лицами по приобретению разнородных товаров, работ и услуг одной сделкой – ставится выше нормативно-правовых актов.

В связи с вышеизложенным, фракция «Ак жол» требует:

1. Обеспечить законное толкование и применение норм ст.25 Закона РК «О платежах и платежных системах», ст. 266 КоАП, исключив возможность искажения ее толкования.

2. Проверить законность действий Департаментов госдоходов в указанных регионах.

3. В случае подтверждения нарушений законодательства, органами госдоходов - принять меры прокурорского реагирования.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»