Заместителю Премьер-Министра РК
Е.Жамаубаеву
Генеральному Прокурору РК
Б.Асылову
В
партию «Акжол» поступают обращения предпринимателей из разных регионов
(Шымкент, Кызылорда и др.) по фактам нарушения их законных прав со стороны
органов государственных доходов.
В
этих регионах субъектов МСБ начали активно привлекать к административной
ответственности по статье 266 «КоАП РК». Данная статья предусматривает
повторное взимание налогов и штрафы за оплату наличными по сделкам, суммой
свыше 1000 МРП между юрлицами. Только в Шымкенте такие дела возбуждены в
отношении 242 субъектов бизнеса. По приблизительным оценкам, общее количество
предпринимателей, подвергшихся такому давлению со стороны органов госдоходов
составляет около полутора тысяч или каждый четвёртый субъект
предпринимательства в одном только этом городе.
Представители бизнеса не согласны с действием
налоговиков. Согласно Закону «О платежах и платёжных системах», платежи по
сделке, суммы которой превышает 1000 МРП осуществляется ИП, состоящими на учёте
в качестве плательщика НДС, или юрлицами в пользу другого ИП или юрлица только
в безналичном порядке.
Согласно
тому же Закону, сделки менее 1000 МРП (сегодня это около 3 млн.тг) могут
совершаться через оплату наличными.
Предприниматели,
на которых возбуждены административные дела, действительно осуществляли
некоторые расчёты между юрлицами наличными, но суммы таких сделок не превышали
1000 МРП и при этом на каждую сделку заключались отдельные договора. Таким
образом, Закон не нарушался.
Однако
теперь налоговики изобрели внеправовой подход, при котором сделки, заключённые
сделки между одними и теми же лицами за последние 3
года, несмотря на разнородность товаров, работ, услуг и независимо
от периода их заключения, стали считать «одной» сделкой, якобы «искусственно
раздробленной» предпринимателями во времени и пространстве с целью уклонения от
налогов.
Для
малого и среднего бизнеса, который сегодня просто выживает, - такое «дальновидное
коварство» - растянуть одну сделку на три года – просто невообразимо.
Поверьте, в МСБ никто не будет ждать поставки
товара, и тем более – оплаты за него целых 3 года. Доводы органов госдоходов
основаны только на их предположениях - без аудита, без заключения органов
следствия.
Теперь
предприятиям, совершившим покупки наличными в законных пределах до 1000 МРП,
доначисляются ранее уже уплаченные налоги плюс штрафы, причём речь идёт о
серьёзных суммах, в некоторых случаях – до 37% от годового оборота предприятия.
Фактически речь идёт о двойном налогообложении добросовестного бизнеса.
Для многих малых и средних предприятий это -
смертный приговор бизнесу.
Фракция
«Ак жол» считает, что налоговые органы в очередной раз слишком вольно трактуют
законы. В Законе «Оплатежах и платежных системах» речь идет о платежах по
сделке. Слово «сделка» используется в единственном числе, а значит - порог 1000
МРП распространяется на платеж по одной сделке. При этом, в законодательстве
нет ограничений по количеству сделок за определенный налоговый период.
Кроме
того, Нацбанк в своем официальном разъяснении также указывает на общую сумму в
рамках одного договора (сделки), заключенного с юрлицом или ИП, состоящим на
учете в качестве плательщика НДС.
Доводы
органов госдоходов о дробных платежах в рамках одной сделки, являются
безосновательными, так как платежи совершены по ряду сделок, при этом в
законодательстве понятия «дробные платежи» не существует. Налицо превышение
полномочий должностными лицами органов госдоходов и ненадлежащий подход при
вынесении решения по делу.
Более
того, при рассмотрении дел, органами госдоходов допускаются грубые
процессуальные нарушения.
Так,
некоторые постановления выносились без участия самих налогоплательщиков и
непонятно, как налоговый орган установил факт совершения правонарушения и вину
предпринимателей, если при рассмотрении дела не истребованы и изучены договора
и не получены объяснения. При этом налоговики утверждают, что сделки были
заключены по одному и тому же предмету.
Органы
госдоходов возбуждают адмдела на основании камерального контроля по анализу
данных ЭСФ, без изучения материалов и договоров. При этом субъективное мнение
сотрудника органов госдоходов по определению сделки между одними лицами по
приобретению разнородных товаров, работ и услуг одной сделкой – ставится выше
нормативно-правовых актов.
В
связи с вышеизложенным, фракция «Ак жол» требует:
1.
Обеспечить законное толкование и применение норм ст.25 Закона РК «О платежах и
платежных системах», ст. 266 КоАП, исключив возможность искажения ее
толкования.
2.
Проверить законность действий Департаментов госдоходов в указанных регионах.
3. В случае подтверждения нарушений законодательства, органами госдоходов - принять меры прокурорского реагирования.
С уважением,
Депутаты
фракции «Ак жол»