Премьер – министру
Республики Казахстан
О.Бектенову
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании от 16 марта 2022 года отметил, что «В рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления. Поэтому необходимо четко обозначить полномочия маслихатов».
Но по сей день поручение Президента остается невыполненным. Без разрешения акима давно сложившийся механизм, по которому маслихаты не могут принимать никаких решений, не меняется.
Фракция «Ак жол» этот вопрос поднимала в депутатском запросе 3 апреля текущего года.
“Формулу К.Токаева «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство», мы предлагаем реализовать не только в центре, но и на местном уровне, где должны быть влиятельные маслихаты и подотчетные госорганы».
Вместо этого, в ответе Правительства была только отражена статистика по штатной численности маслихатов и предложена выплата пособия депутатам маслихатов в случае досрочного роспуска.
Но мы говорим не о пособии депутатам (тем более, что они не получают зарплату, а работают на общественных началах), а об изменении всей системы взаимоотношений между маслихатами и акиматами.
Поэтому фракция «Ак жол» вынуждена вновь поднять вопрос повышения роли маслихатов.
1). Считаем, что доминирование акима над депутатами, избранным народом, не соответствует принципам демократии.
Известно также, что во время выборов кандидатуры депутатов маслихата утверждаются только после одобрения акимата и на их поддержку вкладываются все административные ресурсы. Это нужно жестко пресекать на уровне закона.
2). В соответствии с законодательством, внеочередная сессия маслихата может созываться по предложению акима. Согласно сложившейся практике, в случае, если она инициирована акимом, он формирует повестку дня, а депутаты не могут вносить в нее изменения.
3). Один из сильных механизмов поддержки предпринимателей – право на снижение розничного налога в два раза, было предоставлено маслихатам в 2023 году. Однако сначала только три области воспользовались этим правом. В других областях акиматы были против, поэтому маслихаты занимали выжидательную позицию.
Только после того, как депутаты «Ак жол» всех уровней направили более тридцати запросов, все регионы, кроме города Алматы, приняли решения по снижению розничного налога. Без одобрения акимов эти решения нигде не проходили.
4). Одна из важных компетенций депутата, осуществляющего свои полномочия – право на депутатский запрос. Согласно административному процедурно-процессуальному кодексу (законодательству), на запрос простого гражданина государственные органы должны ответить в течение 15 дней.
А на ответ депутатам назначено 30 дней. В эпоху современных коммуникационных технологий, какая необходимость затягивать ответ на месяц?
Мы считаем, что права депутата должны быть как минимум должны быть наравне с гражданами. Поэтому рекомендуем ограничить срок ответа на вопросы депутатов Мажилиса и маслихата до 15 дней.
5). После конституционной реформы К.Токаева, кандидатуры Премьера и всех министров проходят обсуждение и согласование в отраслевых комитетах Мажилиса.
Для усиления роли маслихатов предлагаем точно так же согласовывать кандидатуры руководителей управлений при местных акиматах - в отраслевых комиссиях маслихата.
Считаем, что такой подход может стать одним из практических механизмов повышения статуса и эффективности маслихатов.
Есть и другие предложения.
Резюмируя вышеизложенное, фракция «Ак жол» в целях полноценной реализации конституционной реформы президента К.Токаева на всех уровнях государства, предлагает Правительству подготовить комплексные решения по укреплению статуса маслихатов и их депутатов, а также обеспечению реального баланса полномочий представительных и исполнительных органов на местах.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ерубаев С. С.
Перуашев А. Т.
Еспаева Д. М.
Барлыбаев Е. Х.
Иса К. Ж.
Бейсенбаев Е. А.