Министру цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности РК
Ж.Мадиеву
5 марта т.г. фракция «Ак жол» направила депутатский запрос по проблеме манипуляций с ценами на закупаемые госорганами IT-услуги.
Фракция «Ак жол» предлагала разработать единые подходы к ценообразованию IT-услуг, обеспечить прозрачность принимаемых решений в данной сфере.
Полученный нами ответ Министерства демонстрирует понимание проблемы, стремление выстраивать архитектурную целостность цифровых решений, а также внедрять платформенный подход и усиливать роль отраслевой экспертизы.
Тем не менее, некоторые моменты оставили серьёзные вопросы.
Так, Вы сообщаете что благодаря Правилам проведения экспертизы и Методике расчёта затрат на услуги информатизации только с начала текущего года сэкономлено 37% от заявленных госорганами сумм или 54 млрд тг.
Тем самым, Ваш ответ подтверждает практику систематического и вызывающего завышения смет в данной сфере.
Однако остаётся неясным, за счёт чего достигнута эта экономия: за счёт отказа от планировавшихся проектов, что означало бы срыв работ по цифровизации госорганов; или путём реализации заявленных проектов с перерасчётом и снижением затрат на их реализацию?
Также не названы конкретные факты и должностные лица, ответственные за данные завышения стоимости, также не сообщается о принятых мерах (например, о передаче дел в Антикор).
Получается, проблема признаётся, но не решается.
Также сообщается, что десятки информационных систем были выведены из эксплуатации как устаревшие, дублирующие или неэффективные. Но не приводятся потраченные на них суммы бюджета (по факту – суммы ущерба государству), как нет и данных о принятых мерах к заказчикам и исполнителям таких проектов.
Вообще, как следует из ответа, аудит цифровых систем, проводится только по инициативе самих заказчиков. Между тем, они обходятся бюджету в многомиллиардные суммы, которые, получается, могут расходоваться без обязательного контроля со стороны уполномоченного органа в сфере цифровизации.
По проектам ГЧП представлены высокие показатели эффективности, однако непонятно, как она рассчитывается и кем оценивается, кроме заинтересованных сторон.
Даже по платформе Qaztech – проект преподносится как «системообразующий», но всё ещё находится в тестовом режиме и не образовал пока никакой системы.
В ответе не представлены сроки перехода государственных органов на данную платформу, перечень систем и программ, которые она должна охватить и гармонизировать, нет и критериев эффективности. Заявлена красивая идея, но не предложено механизма её реализации и контроля.
Между тем, в регионах продолжают запускаться локальные ИТ-проекты с многомиллиардными бюджетами, которые вызывают вопросы обоснованности таких затрат.
Например, как сообщали СМИ, на сопровождение одной информационной системы «Безопасный город» в Павлодарской области планируется потратить более 8,5 миллиардов тенге.
Как сообщают IT-специалисты из бизнеса, при таком финансировании можно было разработать решение не городского, а странового масштаба.
Если сравнить уровень затрат в Казахстане с международными примерами, становится очевидно, что такие расходы не сопоставимы с реальными достижениями. Тот же павлодарский проект обойдётся бюджету более чем в 17 млн.долларов.
Между тем, китайским заказчикам разработка глобального Искусственного интеллекта «Deep Seek» обошлась всего в 6 млн, или в 3 раза дешевле.
Этот стартап «подвинул» на рынке ИИ ChatGPT и за два месяца достиг капитализации в 1 миллиард долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Из отечественной практики показателен пример Kaspi.kz —созданный исключительно за счет частных инвестиций. В отличие от многочисленных госпрограмм, Kaspi.kz стал образцом эффективности и позволил компании привлечь 1 млрд долл на фондовом рынке.
На этом фоне удручающе выглядят данные ВАП:
- На создание пяти центров АО «Парк инновационных технологий» (ПИТ) было выделено около 5 млрд тенге. Из них три центра признаны бесполезными, а два - не имеют потенциала развития. Прямые потери составили около 3 млрд тенге.
- Госфинансирование получили 95 стартапов на сумму 987 млн.тг, из которых 32 уже ликвидированы, а 21 не ведёт никакой деятельности и т.д..
- АО «НИТ» привлекает 34 млрд тг заёмных средств на развитие серверной инфраструктуры, несмотря на уже ранее полученное финансирование по аналогичным направлениям, и т.д.
Эти факты демонстрируют не только разбазаривание государственных средств, но и отсутствие какой-либо ответственности.
Напомним, что Глава государства постоянно подчеркивает, что Правительство должно обеспечить тотальную экономию бюджета.
В этой связи, фракция «Ак жол» требует наконец ограничить неадекватные аппетиты заказчиков и IT-разработчиков. Предлагаем утвердить пределы стоимости по ключевым категориям ИТ-услуг и инфраструктуры, включая:
- разработку и сопровождение программного обеспечения;
- услуги по хостингу, облачным решениям и дата-центрам;
- приобретение и обслуживание серверного оборудования;
- ИТ-консалтинг и внедрение цифровых платформ.
В рамках единой цифровой архитектуры, предлагаем:
- запретить создание несогласованных локальных решений МИО вне единой платформы eGov и Qaztech;
- ввести обязательный независимый аудит всех цифровых проектов госорганов и квазигосстуктур;
- предоставить перечень реализованных IT-проектов в центре и на местах за последние 5 лет, затраченные на них суммы бюджета и данные об их востребованности и работоспособности на текущий момент.
- предоставить официальный ответ на указанные факты в отчёте Высшей аудиторской палаты и перечень принятых мер.
В ответе на предыдущий запрос полностью проигнорирован вопрос по реализации концепции Smart City. Мы не получили информации о том, какие затраты произведены, какие проекты здесь уже реализованы, как обеспечивается их согласованность с центральными платформами eGov и Qaztech.
Поэтому повторно просим предоставить и указанные данные.
С уважением, депутаты фракции «Ак жол»
А.Перуашев,
Д.Еспаева,
Е.Барлыбаев,
К.Иса,
С.Ерубаев,
Е.Бейсенбаев