Премьер-Министру
Республики Казахстан
Бектенову О. А.
В нынешнем Послании Глава государства отметил, что Указ о либерализации
экономики, направленный на смену модели регулирования, в полной мере не
выполняется. Цитирую:
«Государственные… компании продолжают необоснованно плодиться, препятствуя
развитию частных предприятий. В стране уже насчитывается почти 25 тысяч организаций
с участием государства. Функции и структура большинства из них не выдерживают
никакой критики и даже не поддаются логике.
…коммерческие формы чрезмерно применяются для решения некоммерческих задач,
в стране растут разного рода издержки, множатся корпоративные органы…» - цитата
окончена.
Другими словами, курс на либерализацию экономики буксует, бюрократическая
машина продолжает разрастаться и ограничивает рыночные процессы, а содержание
этих синекур и корпораций увеличивает себестоимость экономики и влияет на
инфляционные процессы.
Правительству было поручено подготовить реформу государственного сектора,
определив четкие границы участия государства в экономике.
Но хотя после Указа прошло полтора года, особыхрезультатов и даже анализа
данных не наблюдается. Отсутствуют конкретные цифры:
- сколько организаций было выведено из-под государственного участия за это
время;
- какие рынки освобождены от госмонополии, или напротив, оказались
захвачены ими; какие «госоператоры» ликвидированы или напротив, вновь созданы и
в каких секторах;
- сколько чиновников от бизнеса (т.е. управляющих кадров) в этих структурах
было сокращено;
- на сколько сократились затраты государства на содержание этих структур и
сократились ли вообще;
- насколько увеличился или напротив, сократился их вклад в бюджет
государства.
На наши претензии при обсуждении бюджета, из фонда «Самрук-Казына»
сообщили, что с 2014 года по 2024 г. (т.е. за 10 лет) они сократили количество
субъектов до 327 при сохранении 6 уровней владения (т.е. «дочки» «дочек»
«дочек» и так шесть раз); а количество управленцев в 2021 г. сократили на 22%:
вместо 23 тыс чел. топ-менеджеров в фонде, стало 18 тысяч.
Других сокращений даже после Указа о либерализации не проводилось.
Но и эти 18 тысяч обходятся экономике недёшево, например, национальная
компания «Казахтелеком», как стало известно, недавно выплатила своим «топам» по
50 млн тг премии, за счёт завышенных тарифов. И это не рекорд. А потом Нацбанк
заявляет, что денег в экономике слишком много, и поднимает ставку по кредитам.
Но если «Самрук-Казына» хотя бы отчитывается, то остальные субъекты из тех
25 тысяч, о которых сказал Президент – сидят на шее у граждан и бизнеса и
выкачивают из них миллиарды в тени от общества.
При этом (по данным Высшей аудиторской палаты), при триллионных доходах,
последние пять лет квазигоссектор выплатил в бюджет лишь 12% прибыли, а в
проекте на 2026 г. вообще запланировано около 5%. О расходовании остальных
сотен миллиардов тот же «Самрук» может отчитываться пост-фактум.
Президент К.Токаев также критически высказался об институтах развития,
отметив, что назрела необходимость в перезагрузке их деятельности: «Эти
структуры должны действовать… с четкой специализацией и мандатом» - подчеркнул
Президент.
В этой связи считаем нужным обратить внимание на непонятный правовой статус
таких структур, как Социально-предпринимательские корпорации.
До сих пор отсутствует единый закон, регулирующий их задачи и функции.
Каждая СПК функционирует как придётся, нередко — непрозрачно и неэффективно,
поддерживая «своих» и препятствуя «чужим» проектам и инвесторам, и даже
выполняя порой банковские функции в виде выдачи кредитов,без банковских
лицензий, контроля и отчетности передобществом.
Фракция Демпартии Казахстана «Ак жол» неоднократно поднимала данный вопрос
с предложением ликвидировать или радикально реформировать СПК, переведя их
деятельность под контроль маслихатов.
Однако Правительство под разными предлогами уходило от данной темы.
В связи с вышеизложенным требуем:
1.Представить план мероприятий по реализации Указа Президента о
либерализации экономики, в части оптимизации квазигоссектора, включая
мероприятия по сокращению различных «дочек» и «внучек» нацкомпаний,
«операторов» и тому подобных структур, так называемых «прокладок» между
государством и реальным бизнесом и их корпоративных органов;
2. Разработать и внести в Парламент единый закон «О
социально-предпринимательских корпорациях», определяющий их правовой статус,
устанавливающий четкие цели и задачи, полномочия и ответственность за их
выполнение, а также утверждение их бюджетов и отчетности местными маслихатами.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А.Перуашев,
Д.Еспаева,
К.Иса,
Е.Барлыбаев,
С.Ерубаев,
О.Нуралдинов