ЦТС претензий не имеет, но есть претензии предпринимателей к самому ЦТС
Премьер-Министру
РК
А.Смаилову
Как известно,
недавно в Астане завершился суд над Кайратом Сатыбалды, в ходе которого
подсудимый признал свою вину, подписал медиативное соглашение с АО «ЦТС» (Центр
транспортного сервиса), и, как сообщается, полностью возместил этой компании
ущерб в 28 млрд .тг.
В этой связи, ЦТС заявило об отсутствии претензий к подсудимому.
Все это, конечно,
хорошо.
Однако у тысяч
предпринимателей есть претензии к самому ЦТС.
Напомним, что
Демпартия «Ак жол» с 2017 г. провела несколько широких встреч с
предпринимателями, по итогам которых направила четыре депутатских запроса о
беспределе, творимом этой компанией, когда путём рейдерства, незаконных
судебных решений и подделки документов она захватывала подъездные пути КТЖ и
частных предприятий.
При этом, ЦТС тут
же задирала тарифы в десятки раз, имелись примеры, когда рост тарифа составил
118 раз!
Тем предприятиям,
которые отказывались оплачивать такие грабительские счета, просто перекрывали
доступ вагонов, в результате бизнес не мог ни принять сырьё и материалы, ни
отправить свою продукцию потребителям, работа полностью блокировалась.
При попытке
возобновить приём и отправку грузов, предприятиям выставлялись счета «за
простой» от 80 млн.тг.
Этот беспредел
коснулся элеваторов, крупных и средних предприятий различных отраслей
промышленности, производителей строительных материалов, пищевой отрасли и
сельхозпереработки, складской и логистической сферы.
По озвученным на
днях данным Генеральной прокуратуры, всего от таких действий олигополии
пострадали более 4 тысяч предпринимателей.
Но все предыдущие годы обращения фракции «Ак жол» в антимонопольные и правоохранительные органы спускались «на тормозах».
Только через 5 лет, после повторного поручения президента К.Токаева, в апреле т.г. Комиссия по демонополизации при Правительстве понизила тарифы в 12 раз, вернула более 600 ж/д путей в собственность КТЖ, т.е. государству, а самому АО «ЦТС», как уже сказано, в сентябре вернули 28 млрд.
Но ведь эти миллиарды были получены данной компанией преступным способом – через рейдерские захваты чужих ж/д путей и грабительское завышение тарифов с частных предприятий.
В этой связи,
парламентская фракция Демпартии «Ак жол» требует:
1. Обязать АО «ЦТС» вернуть предпринимателям все незаконно взысканные с них средства за 5 лет применения необоснованно завышенных тарифов. Это более 90% от оплаченных ранее сумм. Полагаем, что на выплату этих сумм предпринимателям должна уйти значительная часть возвращенных от К.Сатыбалды 28 млрд. тг.
2. Напомним, что
согласно п.1 ст.6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются
государственная и частная собственность. Без этого невозможна никакая рыночная,
а тем более – либеральная экономика. Поэтому, помимо возвращения незаконно
захваченных ж/д путей в собственность государства, мы требуем также вернуть те
ж/д пути, которые ЦТС отбирал у частных
предприятий.
В ряде случаев это
уже происходит благодаря вмешательству Генпрокуратуры, но мы считаем
необходимым приятие системного
решения Комиссии по демонополизации, чтобы каждому отдельному
предпринимателю не приходилось ходить по судам и доказывать очевидные вещи.
3. Есть сообщения от прежних частных владельцев путей, что после начала работы комиссии по демонополизации, ЦТС предлагал им обратно ранее захваченные пути, но полностью в разрушенном и непригодном состоянии, что свидетельствует об отсутствии все годы их технического обслуживания и несоблюдения технических регламентов. Восстановление этих путей требует значительных инвестиций. В этой связи, предприниматели настаивают на компенсации затрат на восстановительные работы, либо на возвращении их законным собственникам в рабочем состоянии, в котором их ЦТС отбирал у бизнеса.
Считаем, что без решения указанных вопросов и защиты законных интересов частных предпринимателей, работа Правительственной комиссии по демонополизации в отношении монополистов в сфере ж/д инфраструктуры не может считаться завершённой.
Уважаемые министры, сказали «А» - давайте говорить и «Б», давайте уже доводить хорошее и правильное дело до правильного конца.
С уважением,
депутаты фракции
«Ак жол»