05
Октября

05.10.2022

Фракция «Ак жол» требует обязать АО «ЦТС» вернуть предпринимателям незаконно отобранные ж/д пути и все взысканные с них средства за 5 лет применения необоснованно завышенных тарифов

ЦТС претензий не имеет, но есть претензии предпринимателей к самому ЦТС

Премьер-Министру РК

А.Смаилову

Как известно, недавно в Астане завершился суд над Кайратом Сатыбалды, в ходе которого подсудимый признал свою вину, подписал медиативное соглашение с АО «ЦТС» (Центр транспортного сервиса), и, как сообщается, полностью возместил этой компании ущерб в 28 млрд .тг.

В этой связи, ЦТС заявило об отсутствии претензий к подсудимому.

Все это, конечно, хорошо.

Однако у тысяч предпринимателей есть претензии к самому ЦТС.

Напомним, что Демпартия «Ак жол» с 2017 г. провела несколько широких встреч с предпринимателями, по итогам которых направила четыре депутатских запроса о беспределе, творимом этой компанией, когда путём рейдерства, незаконных судебных решений и подделки документов она захватывала подъездные пути КТЖ и частных предприятий.

При этом, ЦТС тут же задирала тарифы в десятки раз, имелись примеры, когда рост тарифа составил 118 раз!

Тем предприятиям, которые отказывались оплачивать такие грабительские счета, просто перекрывали доступ вагонов, в результате бизнес не мог ни принять сырьё и материалы, ни отправить свою продукцию потребителям, работа полностью блокировалась.

При попытке возобновить приём и отправку грузов, предприятиям выставлялись счета «за простой» от 80 млн.тг.

Этот беспредел коснулся элеваторов, крупных и средних предприятий различных отраслей промышленности, производителей строительных материалов, пищевой отрасли и сельхозпереработки, складской и логистической сферы.

По озвученным на днях данным Генеральной прокуратуры, всего от таких действий олигополии пострадали более 4 тысяч предпринимателей.

Но все предыдущие годы обращения фракции «Ак жол» в антимонопольные и правоохранительные органы спускались «на тормозах».

Только через 5 лет, после повторного поручения президента К.Токаева, в апреле т.г. Комиссия по демонополизации при Правительстве понизила тарифы в 12 раз, вернула более 600 ж/д путей в собственность КТЖ, т.е. государству, а самому АО «ЦТС», как уже сказано, в сентябре вернули 28 млрд.

Но ведь эти миллиарды были получены данной компанией преступным способом – через рейдерские захваты чужих ж/д путей и грабительское завышение тарифов с частных предприятий.

В этой связи, парламентская фракция Демпартии «Ак жол» требует:

1. Обязать АО «ЦТС» вернуть предпринимателям все незаконно взысканные с них средства за 5 лет применения необоснованно завышенных тарифов. Это более 90% от оплаченных ранее сумм. Полагаем, что на выплату этих сумм предпринимателям должна уйти значительная часть возвращенных от К.Сатыбалды 28 млрд. тг.

2. Напомним, что согласно п.1 ст.6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Без этого невозможна никакая рыночная, а тем более – либеральная экономика. Поэтому, помимо возвращения незаконно захваченных ж/д путей в собственность государства, мы требуем также вернуть те ж/д пути, которые ЦТС отбирал у частных предприятий.

В ряде случаев это уже происходит благодаря вмешательству Генпрокуратуры, но мы считаем необходимым приятие системного решения Комиссии по демонополизации, чтобы каждому отдельному предпринимателю не приходилось ходить по судам и доказывать очевидные вещи.

3. Есть сообщения от прежних частных владельцев путей, что после начала работы комиссии по демонополизации, ЦТС предлагал им обратно ранее захваченные пути, но полностью в разрушенном и непригодном состоянии, что свидетельствует об отсутствии все годы их технического обслуживания и несоблюдения технических регламентов. Восстановление этих путей требует значительных инвестиций. В этой связи, предприниматели настаивают на компенсации затрат на восстановительные работы, либо на возвращении их законным собственникам в рабочем состоянии, в котором их ЦТС отбирал у бизнеса.

Считаем, что без решения указанных вопросов и защиты законных интересов частных предпринимателей, работа Правительственной комиссии по демонополизации в отношении монополистов в сфере ж/д инфраструктуры не может считаться завершённой.

Уважаемые министры, сказали «А» - давайте говорить и «Б», давайте уже доводить хорошее и правильное дело до правильного конца.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»