Вице-премьеру,
Министру
нацэкономики
С.Жумангарину
В обществе активно
обсуждается вступивший в силу с нового года контроль мобильных переводов, что
вызывает негативные ожидания со стороны предпринимателей и граждан.
Фракция «Ак жол»
на протяжении всего периода рассмотрения данного нововведения в 2023-24 годах,
неоднократно выступала с критикой позиции налоговых органов, приводила примеры
мониторинга платежей в других странах и предлагала более либеральное формы
такого контроля, который бы не приводил к тотальному давлению на граждан и
малый бизнес.
После расширенного
заседания нового правительства 7 февраля 2024 г., вице-премьер Н.Байбазаров
сообщил, что подходы к контролю мобильных переводов будут
пересмотрены (https://t.me/gosarchivekz/2378) «у меня есть поручение
пересмотреть этот вопрос. Ещё раз детально обсудим механизмы и критерии» -
говорил он.
Однако вопреки
обещанию, подходы так и не поменялись и вступили в силу в крайне дискомфортном
для бизнеса и населения виде.
Уже на этапе
обсуждения этого нововведения в 1 квартале 2024 г., Нацбанк сообщал о падении
мобильных платежей на 30%. И сегодня малый бизнес всё чаще переходит на
наличные платежи.
По мнению таких
экспертов, как Олжас Байдельдинов, тотальный контроль платежей повторяет
турецкую модель, которая привела к формированию двойного курса национальной
валюты, когда оплата безналом стала на 10% дороже оплаты наличными. И это
служит также одним из источников галопирующей инфляции в этой стране
(https://t.me/baidildinovoil/1913).
Такое давление
грозит существенными экономическими и социальными издержками для бизнеса и
материального положения наших граждан.
В этой связи
Демпартия «Ак жол» в очередной раз предлагает пересмотреть формат контроля
мобильных переводов, опираясь на лучший зарубежный опыт.
В частности, в
соседней России с 2020 г. мониторингу подлежат только лица, получающие более 30
переводов в день, при этом каждый платеж должен быть более 1 тысячи рублей, а
общая сумма таких платежей должна составлять более 1 млн рублей в месяц, что
эквивалентно 5,5 млн.тг.
У нас же под
контроль подпадают абсолютно все платежи, включая самые мелкие, с общей суммой
255 тыс.тг, т.е. в 20 раз меньше, чем в РФ. Кому и какой толк от такого
огромного массива ненужной информации?
Понимая
обязанность бизнеса оплачивать налоги, в то же время, фракция «Ак жол» считает
необходимым также установить нижний предел платежа, подлежащего мониторингу –
от 3-5 тысяч тенге и более.
Что касается
определения общей суммы платежей в месяц – считаем заявленный порог в 255
тыс.тг неадекватным нашим реалиям. Сумму платежей нельзя считать чистой
прибылью предпринимателя. На практике рентабельность малого бизнеса составляет
15-20 процентов, и с оборота в 255 тыс. тенге (3 МЗП), его прибыль составит
50-60 тыс. тенге, т.е. меньше минимальной зарплаты.
Для того, чтобы
чистая прибыль составила вышеуказанные 255 тыс тенге, оборот предпринимателя
должен составлять более 1млн.тг в месяц.
В этой связи,
Демпартия «Ак жол» предлагает вести мониторинг мобильных платежей начиная с
суммы в 1 млн.тенге/мес.
Учитывая, что
предыдущий министр экономики, вопреки поручению президента не выработал более
эффективный формат контроля переводов, предлагаем вернуться к данному вопросу.
Хотим особо
отметить, малый и микробизнес - это обычные люди, которые честно работают в
маленьких магазинчиках, кафешках или оказывают мелкие услуги. Не они воруют из
бюджета, не они выводят в оффшоры миллиарды. Если такой предприниматель
заработает лишние 10-20тысяч тенге, он эти деньги оставит в стране - к примеру,
купит ребенку одежду или немного расширит свой малый бизнес. Не там вы ищете
олигархов, господа чиновники.
Ищите тех, кто
ворует миллиарды.
С уважением,
Депутаты фракции
«Ак жол»
А.Перуашев
Е.Барлыбаев
Д.Еспаева
К.Иса
С.Ерубаев
Е.Бейсенбаев