15
Января

15.01.2025

Фракция «Ак жол» требует пересмотреть параметры контроля мобильных переводов и не превращать его в тотальное давление на граждан и малый бизнес

Вице-премьеру,

Министру нацэкономики

С.Жумангарину

В обществе активно обсуждается вступивший в силу с нового года контроль мобильных переводов, что вызывает негативные ожидания со стороны предпринимателей и граждан.

Фракция «Ак жол» на протяжении всего периода рассмотрения данного нововведения в 2023-24 годах, неоднократно выступала с критикой позиции налоговых органов, приводила примеры мониторинга платежей в других странах и предлагала более либеральное формы такого контроля, который бы не приводил к тотальному давлению на граждан и малый бизнес.

После расширенного заседания нового правительства 7 февраля 2024 г., вице-премьер Н.Байбазаров сообщил, что подходы к контролю мобильных переводов будут пересмотрены (https://t.me/gosarchivekz/2378) «у меня есть поручение пересмотреть этот вопрос. Ещё раз детально обсудим механизмы и критерии» - говорил он.

Однако вопреки обещанию, подходы так и не поменялись и вступили в силу в крайне дискомфортном для бизнеса и населения виде.

Уже на этапе обсуждения этого нововведения в 1 квартале 2024 г., Нацбанк сообщал о падении мобильных платежей на 30%. И сегодня малый бизнес всё чаще переходит на наличные платежи.

По мнению таких экспертов, как Олжас Байдельдинов, тотальный контроль платежей повторяет турецкую модель, которая привела к формированию двойного курса национальной валюты, когда оплата безналом стала на 10% дороже оплаты наличными. И это служит также одним из источников галопирующей инфляции в этой стране (https://t.me/baidildinovoil/1913).

Такое давление грозит существенными экономическими и социальными издержками для бизнеса и материального положения наших граждан.

В этой связи Демпартия «Ак жол» в очередной раз предлагает пересмотреть формат контроля мобильных переводов, опираясь на лучший зарубежный опыт.

В частности, в соседней России с 2020 г. мониторингу подлежат только лица, получающие более 30 переводов в день, при этом каждый платеж должен быть более 1 тысячи рублей, а общая сумма таких платежей должна составлять более 1 млн рублей в месяц, что эквивалентно 5,5 млн.тг.

У нас же под контроль подпадают абсолютно все платежи, включая самые мелкие, с общей суммой 255 тыс.тг, т.е. в 20 раз меньше, чем в РФ. Кому и какой толк от такого огромного массива ненужной информации?

Понимая обязанность бизнеса оплачивать налоги, в то же время, фракция «Ак жол» считает необходимым также установить нижний предел платежа, подлежащего мониторингу – от 3-5 тысяч тенге и более.

Что касается определения общей суммы платежей в месяц – считаем заявленный порог в 255 тыс.тг неадекватным нашим реалиям. Сумму платежей нельзя считать чистой прибылью предпринимателя. На практике рентабельность малого бизнеса составляет 15-20 процентов, и с оборота в 255 тыс. тенге (3 МЗП), его прибыль составит 50-60 тыс. тенге, т.е. меньше минимальной зарплаты.

Для того, чтобы чистая прибыль составила вышеуказанные 255 тыс тенге, оборот предпринимателя должен составлять более 1млн.тг в месяц.

В этой связи, Демпартия «Ак жол» предлагает вести мониторинг мобильных платежей начиная с суммы в 1 млн.тенге/мес.

Учитывая, что предыдущий министр экономики, вопреки поручению президента не выработал более эффективный формат контроля переводов, предлагаем вернуться к данному вопросу.

Хотим особо отметить, малый и микробизнес - это обычные люди, которые честно работают в маленьких магазинчиках, кафешках или оказывают мелкие услуги. Не они воруют из бюджета, не они выводят в оффшоры миллиарды. Если такой предприниматель заработает лишние 10-20тысяч тенге, он эти деньги оставит в стране - к примеру, купит ребенку одежду или немного расширит свой малый бизнес. Не там вы ищете олигархов, господа чиновники.

Ищите тех, кто ворует миллиарды.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

А.Перуашев

Е.Барлыбаев

Д.Еспаева

К.Иса

С.Ерубаев

Е.Бейсенбаев