Премьер-Министру РК
Бектенову О.А.
Акимам областей,
городов республиканского
значения и Столицы
Серьёзную обеспокоенность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг
реализации проектов по энергетической утилизации отходов.
Так, в СМИ прошла информация, что отдельные местные исполнительные органы
заключают прямые соглашения с инвесторами, игнорируя предусмотренные законом
аукционные процедуры.
Речь идёт о проектах, где на кону многомиллиардные тарифы, государственная
поддержка и доверие граждан к «зелёной» политике государства.
Мы видим, что под красивыми лозунгами «Зелёной экономики» появляются
старые, но хорошо знакомые «серые» схемы, когда избранным компаниям
предоставляются исключительные условия – земля, тариф, объёмы отходов,
гарантированные закупки.
Это не развитие отрасли, а подмена сути реформы: вместо прозрачной
конкуренции и равных правил игры – избирательность и кулуарные решения.
Между тем, пункт 4 статьи 324 Экологического кодекса прямо предусматривает:
возмещение затрат на строительство и эксплуатацию объектов по энергетической
утилизации отходов осуществляется через покупку произведённой электроэнергии по
аукционным ценам, определённым по итогам торгов, с учетом индексации,
определяемой Правительством.
Иными словами, любые инвестиционные соглашения возможны только после
проведения аукциона.
Однако, вопреки этим нормам, МИО подписывают соглашения напрямую, при этом
самовольно устанавливая тариф 7 000 тенге за тонну отходов, без расчётов,
общественных обсуждений и экспертных заключений.
Более того, в ряде соглашений фиксируется цена электроэнергии 55 тг/кВт·ч,
что является грубым нарушением пункта 5 статьи 324 Кодекса.
Нарушается и статья 7-1 Закона «О возобновляемых источниках энергии»,
разрешающая заключать договор купли-продажи электроэнергии (PPA) исключительно
с победителем аукциона.
Возникают закономерные вопросы: на каком основании такие компании получают
приоритет? Соответствуют ли они квалификационным требованиям, где прямо указано
наличие не менее пяти реализованных объектов и восьми лет опыта эксплуатации в
сфере энергетической утилизации отходов?
Не вызывает сомнений, что подобная практика противоречит и международным
обязательствам Казахстана, в частности, Орхусской конвенции, гарантирующей
гражданам доступ к экологической информации и участие в принятии решений.
Фракция «Ак жол» считает, что механизм, предусматривающий оплату утилизации
через дополнительный тариф, является ошибочным и нежизнеспособным.
Заводы по энергетической утилизации должны принимать отходы по нулевому
тарифу, а их прибыль формироваться исключительно за счет выработанной
электроэнергии. В противном случае государство само создаёт стимул для роста
стихийных свалок, а население рискует столкнуться с ростом коммунальных
тарифов.
В связи с вышеизложенным, фракция Демпартии «Ак жол» требует местным
исполнительным органам прекратить практику продвижения интересов отдельных
иностранных и национальных компаний, и расторгнуть соглашения, не
соответствующие закону.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
Е. Барлыбаев
А. Перуашев
Д. Еспаева
К. Иса
С. Ерубаев
О. Нуралдинов