15
Октября

15.10.2025

Фракция Демпартии «Ак жол» требует от акиматов прекратить лоббирование сделок по созданию мусоросжигающих предприятий без проведения аукциона

Премьер-Министру РК

Бектенову О.А.

Акимам областей,

городов республиканского

значения и Столицы

Серьёзную обеспокоенность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг реализации проектов по энергетической утилизации отходов.

Так, в СМИ прошла информация, что отдельные местные исполнительные органы заключают прямые соглашения с инвесторами, игнорируя предусмотренные законом аукционные процедуры.

Речь идёт о проектах, где на кону многомиллиардные тарифы, государственная поддержка и доверие граждан к «зелёной» политике государства.

Мы видим, что под красивыми лозунгами «Зелёной экономики» появляются старые, но хорошо знакомые «серые» схемы, когда избранным компаниям предоставляются исключительные условия – земля, тариф, объёмы отходов, гарантированные закупки.

Это не развитие отрасли, а подмена сути реформы: вместо прозрачной конкуренции и равных правил игры – избирательность и кулуарные решения.

Между тем, пункт 4 статьи 324 Экологического кодекса прямо предусматривает: возмещение затрат на строительство и эксплуатацию объектов по энергетической утилизации отходов осуществляется через покупку произведённой электроэнергии по аукционным ценам, определённым по итогам торгов, с учетом индексации, определяемой Правительством.

Иными словами, любые инвестиционные соглашения возможны только после проведения аукциона.

Однако, вопреки этим нормам, МИО подписывают соглашения напрямую, при этом самовольно устанавливая тариф 7 000 тенге за тонну отходов, без расчётов, общественных обсуждений и экспертных заключений.

Более того, в ряде соглашений фиксируется цена электроэнергии 55 тг/кВт·ч, что является грубым нарушением пункта 5 статьи 324 Кодекса.

Нарушается и статья 7-1 Закона «О возобновляемых источниках энергии», разрешающая заключать договор купли-продажи электроэнергии (PPA) исключительно с победителем аукциона.

Возникают закономерные вопросы: на каком основании такие компании получают приоритет? Соответствуют ли они квалификационным требованиям, где прямо указано наличие не менее пяти реализованных объектов и восьми лет опыта эксплуатации в сфере энергетической утилизации отходов?

Не вызывает сомнений, что подобная практика противоречит и международным обязательствам Казахстана, в частности, Орхусской конвенции, гарантирующей гражданам доступ к экологической информации и участие в принятии решений.

Фракция «Ак жол» считает, что механизм, предусматривающий оплату утилизации через дополнительный тариф, является ошибочным и нежизнеспособным.

Заводы по энергетической утилизации должны принимать отходы по нулевому тарифу, а их прибыль формироваться исключительно за счет выработанной электроэнергии. В противном случае государство само создаёт стимул для роста стихийных свалок, а население рискует столкнуться с ростом коммунальных тарифов.

В связи с вышеизложенным, фракция Демпартии «Ак жол» требует местным исполнительным органам прекратить практику продвижения интересов отдельных иностранных и национальных компаний, и расторгнуть соглашения, не соответствующие закону.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

Е. Барлыбаев

А. Перуашев

Д. Еспаева

К. Иса

С. Ерубаев

О. Нуралдинов