04
Декабря

04.12.2019

Фракция «Ак жол» предлагает комплекс мер по защите и развитию конкуренции – депутатский запрос

Премьер-Министру РК

Мамину А.У.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Поддержка конкуренции в Казахстане является одним из приоритетов государственной политики. В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Елбасы отметил необходимость изменения концепции работы антимонопольной службы и ее приведения в соответствие со стандартами ОЭСР.

24 мая 2019 года на заседании Совета национальных инвесторов Президент Токаев поручил решительно пресекать злоупотребление монопольным положением, бороться с необоснованно высокими ценами, снимать барьеры для конкуренции. Кроме того, он отметил необходимость принятия дорожной карты по развитию конкуренции в стране.

На сегодня в стране усиливается концентрация и монопольное положение отдельных компаний на базовых товарных рынках, таких как производство и реализация газа, угля, электрической энергии и нефтепродуктов, сотовая связь, строительство жилья, банковские услуги.

При этом, основные игроки нередко являются не столько естественными монополиями, сколько доминирующими группами, искусственно достигшими превосходства нерыночными методами, в том числе за счёт бесконечного государственного финансирования и административного подавления конкурентов.

Деятельность таких компаний бесперспективна и ограничена исключительно внутренним рынком, поскольку на внешних рынках работают иные правила, где низкая производительность, раздутые штаты и необоснованные зарплаты делают их неконкурентоспособными.

И даже приватизация таких госпредприятий не решает проблемы, так как им достаётся зачищенный от конкурентов рынок и низкая мотивация.

Согласно результатам анализа состояния конкуренции, проведенного антимонопольным органом совместно с экспертами, рыночная доля 4 основных игроков на рынке угля составляет 89%, производства электроэнергии – 67%, реализации нефтепродуктов – 73%, товарного газа – 95%.

Не лучше ситуация в других ранее конкурентных отраслях экономики, к примеру, сократилось число игроков на рынках сотовой связи (с 5 до 2), банковских услуг (с 20 до 10). Вводится ценовое регулирование на аптечном рынке взамен конкуренции на данном рынке. На очереди – ряд других сфер.

Текущее состояние базовых товарных рынков ограничивает конкуренцию и позволяет монополистам извлекать сверхнормативную прибыль за счёт общества, снижая его экономическую активность и возможности потребления. Именно с этим связано и отставание малого и среднего бизнеса, тенденции рейдерства и целенаправленного доведения до разорения некогда успешных предприятий. Продолжение монополизации экономики становится угрозой дальнейшего развития и экономики, и общества в целом.  

Поэтому предпринимаемые государством меры по ограничению аппетитов и тарифов монополистов не только получают поддержку в обществе, но и ожидания расширения таких мер.

Сосредоточившись на антимонопольном регулировании, уполномоченные органы упускают из вида собственно поддержку и развитие конкуренции. Между тем, демонополизация экономики невозможна без адресного культивирования конкурентной среды, поощрения и преференций для альтернативных участников, вновь заходящих на рынок и испытывающих давление крупных игроков.

Поэтому политика поддержания и развития конкуренции нуждается в осознанной стратегии и конкретных инструментах, отсутствие которых остро ощущается сегодня практически в любой отрасли.   

В этой связи, депутатская фракция «Ак жол» предлагает Правительству разработать комплекс мер по защите и развитию конкуренции, в которой необходимо предусмотреть следующее:

- внедрение преференций для инвестиций новых участников в рынки с низким уровнем конкуренции;    

- определение порогов безопасной концентрации рынков;

- принудительное разукрупнение доминирующих групп, превышающих пороги концентрации рынков;

- пересмотр госрегулирования в секторах, где избыточные финансовые, налоговые и тому подобные требования привели к излишней концентрации и недопустимому сокращению числа участников рынка;

- мониторинг хода приватизации госпредприятий, поощрению их приобретения не аффилированными собственниками или не связанными между собой группами собственников;

- внедрение механизмов совместного использования ограниченных ресурсов; и т.д.

        С уважением,

        депутаты фракции ДПК «Ак жол»

Ответ