15
Май

15.05.2023

Кто выиграет от повышения тарифов по программе “Тариф в обмен на инвестиции”?

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А. А.

Председателю Агентства РК по 

противодействию коррупции 

А.Жумагали

После известных событий нынешней зимой, Правительство анонсировало возврат программы «Тариф в обмен на инвестиции», преподнося его как панацею от главных проблем в энергетике.

Однако мы вынуждены констатировать, что аналогичная программа уже проводилась в 2009-2015 годах и не решила поставленных задач, не обеспечила обновления энергопредприятий и сетей, зато позволила монополистам и олигархам получить сверхприбыль и вывести за рубеж новые миллиарды.

Без учёта того опыта есть огромный риск снова наступить на те же грабли.

Так в 2012 году, на запрос фракции «Ак жол» об использовании средств инвесттарифа, Агентство по борьбе с экономической преступностью сообщило о неисполнении инвестиционных обязательств крупнейшими компаниями. 

Например, АО «Экибастузская ГРЭС-2» не исполнила инвестобязательства на сумму 1,5 млрд. тенге, хотя эти деньги по инвесттарифу были собраны с населения и бизнеса. ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» вместо того, чтобы направлять полученные от инвесттарифа 2,2 млрд тг на расширение и реконструкцию активов – выплатила их как дивиденды своим учредителям.

Точно так же поступила ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС», вместо инвестирования в оборудование, выплатив акционерам 2,7 млрд. тенге.

Кроме того, тогда же выяснилось, что под предлогом программы «Тарифы в обмен на инвестиции», ряд монополистов в одностороннем порядке повысили тарифы, без каких-либо инвестиционных обязательств; а антимонопольные органы молча согласовали такие повышения.

Результат той программы налицо – не прошло и десяти лет, как энергетике снова потребовались многомиллиардные инвестиции на обновление основных средств. Потому что предыдущие миллиарды просто не дошли до назначения.

Отдельный вопрос представляет обоснованность тарифов. Так, СМИ сообщают о десятках фирм-посредников, в монопольном порядке скупающих у энергопроизводящих компаний электроэнергию по 7-8 тенге, и перепродающих её населению и предприятиям от 4 до 20 раз дороже. При этом, данные посредники не выполняют никакой технической роли, занимаются лишь бухгалтерским оформлением финансовых потоков и по сути являются паразитами, присосавшимися к энергосистеме страны, со средними окладами сотрудников 6-10 млн тг.

Эти компании связаны с олигархами Старого Казахстана и по-прежнему собирают мзду с каждого предпринимателя и каждой казахстанской семьи.

Как сообщается на сайте правительства, введение программы «Тариф в обмен на инвестиции» принесёт 400 млрд тг дополнительных средств в отрасль.

Но! По подсчётам журналистов-расследователей, наши граждане и организации всех видов – уже сегодня, безо всяких программ переплачивают олигополиям за электроэнергию до двух ТРИЛЛИОНОВ тенге в год.

То есть, в реальности средств для инвестиций в модернизацию энергетики более чем достаточно, наше общество и государство и при нынешних тарифах платят в 5 раз больше, чем ищет правительство. Просто эти деньги банально разворовываются и не доходят до предприятий энергетики, а выводятся фирмами-прокладками, при странном попустительстве уполномоченных органов.

Без ликвидации таких олигополий, любой рост тарифов - это просто повод для олигархов обложить страну новой данью.

Поэтому нужно не столько повышать тарифы, сколько навести порядок и прозрачность в многомиллиардных финансовых потоках в энергетике.

На основании изложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует:

1) Ликвидировать все «фирмы-прокладки» в энергетике. Перечень этих компаний указывается журналистами сайта Ратель, телеграмм-канала Фонд-бюро расследования коррупции и другими, а также приводился в наших предыдущих запросах (ТОО «АВ-Энерго», ТОО «КазЭнергоЦентр», ТОО «ЛогоТрансЭнерго» и т.д.).

2) При установлении размера инвесттарифа учесть текущие переплаты населения и бизнеса, уходящие в карман фирм-прокладок, добиться перенаправления этих средств предприятиям отрасли и вычесть из планируемых сумм повышения тарифов.

3) Запретить повышать тарифы без конкретных инвестиционных обязательств, утверждаемых в инвест.соглашениях монополистов с правительством

4) Обеспечить участие общества и полную прозрачность использования средств инвесттарифа в деятельности всех компаний отрасли.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»