Премьер-Министру
РК
О.Бектенову
Генеральному
прокурору РК
Б.Асылову
В Демпартию «Ак
жол» обратились Зерновой союз Казахстана (объединяющий 168 ведущих зерновых компаний страны),
Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов, а также отдельные
предприятия данных отраслей с просьбами о срочной помощи.
По итогам 2024
года, железнодорожными путями перевезено 10,6 млн. тонн зерна, из которых 8,1
млн. тонн – на экспорт, тем самым делая Казахстан одним из крупнейших
экспортеров в мире.
Однако,
обеспокоенность предпринимателей вызвали новые требования, введенные АО «Казахстан
Темір Жолы» (далее – КТЖ) с 15 января 2025 года в отношении толщины гребня
колес железнодорожных вагонов.
Согласно данным
требованиям, минимальная допустимая толщина гребня колесных пар грузовых
вагонов для международных перевозок установлена на уровне 26 мм.
Данные ограничения
вызывают серьезные вопросы в отношении их правомерности, технического
обоснования и соответствия действующим нормативным документам.
Во-первых,
принятая мера нарушает национальное законодательство.
Согласно Закона РК
«О железнодорожном транспорте», любые изменения в технических требованиях к
подвижному составу должны сопровождаться соответствующими нормативными
актами, проведением анализа последствий, уведомлением участников рынка, с
предоставлением переходного периода для выполнения новых требований.
По сути, ничего из
указанного соблюдено не было, соответственно, новые стандарты не имеют статуса
нормативного акта, делая её юридически ничтожной.
Необходимо
отметить, что минимально допустимая толщина гребня колесных пар в 25 мм установлена
Правилами технической эксплуатации ж/д транспорта, утверждена приказом Министра
по инвестициям и развитию РК в 2015 году за №544.
Во-вторых,
принятое решение противоречит нормам международных и национальных стандартов.
Согласно
техническому регламенту Таможенного союза, а также нормативным актам СНГ и
Устава железнодорожного транспорта, установленная минимальная толщина гребня в
25 мм, является международно-признанным стандартом. Установленные же КТЖ
ограничения противоречат нормативам эксплуатации ж/д транспорта, принятым в
ЕАЭС.
Самовольное
введение КТЖ более строгого стандарта, в первую очередь ставит в неравные
условия именно казахстанских грузоотправителей, т.к. операторы из других стран
продолжают работать по стандарту 25 мм.
Кроме того, подобные
меры должны рассматриваться на уровне Консультативного комитета по техническому
регулированию при Евразийской экономической комиссии, так как железнодорожная
сеть ЕАЭС представляет единую систему, и казахстанские вагоны перемещаются
также по территории других стран, как и их вагоны перемещаются по нашей
территории.
В-третьих, решение
КТЖ влечет для участников рынка финансовые издержки.
По подсчетам
Зернового союза, замена колесных пар для 80процентов казахстанского вагонного
парка (около 10 000 вагонов) и без того соответствующих требованиям
заводов-изготовителей и межгосударственным стандартам, потребует затрат в
размере 72 млрд. тенге.
Предприниматели
отмечают, что данное решение принято, как в нарушение действующих требований
технического регулирования, так и в нарушение соответствующих процедур, включая
отсутствие Анализа регуляторного воздействия (АРВ) и переходный период.
Также нужно
учитывать, что исполнение данного требования влечёт остановку отгрузки зерна,
срыв исполнения контрактов и финансовые претензии от зарубежных партнёров, что
наносит колоссальный ущерб отечественному бизнесу.
Кроме того,
введение таких ограничений носит дискриминационный характер и явно создает
барьеры для определенных операторов ж/д транспорта, что в свою очередь требует
проверки на предмет монополизации рынка.
В связи с
вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1) Дать правовую и
техническую оценку правомерности требований АО «НК «КТЖ» о толщине гребня
колесных пар;
2) Обязать АО «НК
«КТЖ» пересмотреть и отменить ограничения о толщине гребня колесных пар, с
учетом международных стандартов.
3) При
необходимости – предоставить переходный период участникам рынка не менее 1 года и оказать
содействие в получении необходимого финансирования участникам рынка для
переоборудования подвижного состава в размере 72 млрд.тг. на приемлемых
условиях.
С уважением,
Депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
Е.Барлыбаев,
А.Перуашев,
Д.Еспаева,
К.Иса,
С.Ерубаев,
Е.Бейсенбаев