Депутатский запрос фракции «Ак жол» адресован министру здравоохранения и министру образования и науки Республики Казахстан.
После запроса нашей фракции от 7 сентября 2016 года была восстановлена специальность «педиатрия» в медицинских вузах. Пользуясь случаем, мы выражаем признательность за понимание и решение этой проблемы. Однако, в вопросе подготовки медицинских кадров теперь МОН РК ушел в другую крайность.
Наряду с подготовкой врачей профильными ВУЗами, разрешена подготовка высших медицинских кадров и в обычных университетах.
На сегодняшний день разрешение на открытие медицинского факультета получил Кокшетауский педагогический университет им.Ш.Уалиханова. На рассмотрении - заявки частного университета «Болашак» из Кызыл-Орды, Петропавловского педагогического университета, Каспийского общественного университета. Медицинские факультеты планируют открывать и другие наши университеты.
Считаем, что такие преобразования в части подготовки кадров будут способствовать только снижению качества подготовки врачей. Более того, это не та сфера, где мы можем позволить такие неоднозначные эксперименты - слишком высока цена ошибки.
Да, в международной практике есть опыт наличия медицинских факультетов в крупнейших университетах. Они создавались много веков назад и только формально называются факультетами – на самом деле это огромные медицинские центры. Это относится к Германии с высоким уровнем развития медицины – там в составе медицинских факультетов университетов есть и институты, и клиники, и центры исследований.
Медицинский университет Вены – самый большой медвуз Австрии был создан как факультет Венского университета в 1365 году, но с 2004 года самостоятелен.
Известные медицинские университеты Инсбрука и Граца тоже создавались в 17 и 19 веке как факультеты, но 2000-годы выделены в отдельные ВУЗы. Медфакультет в Линце выделен в отдельный ВУЗ в 2014 году и стал основой создания «Медицинской долины» в Австрии.
Это означает, что в международной практике есть курс и на выделение факультетов в отдельные медвузы.
У нас же качество подготовки врачей даже в специализированных медвузах не всегда отвечает ожиданиям. Как правило, медицинские ВУЗы являются ведомственными, под патронажем министерства здравоохранения. У них нет проблем с базой практик, преподавателями-клиницистами.
Тогда как принадлежность медицинских факультетов в общих университетах, степень их интегрированности в систему здравоохранения создает массу дополнительных вопросов.
С марта прошлого года министерством здравоохранения начат проект «Модернизация медицинского образования и науки», в рамках которого планируется внедрить новые подходы к отбору абитуриентов, созданию университетских клиник на базе медвузов, повышению потенциала профессорско-преподавательского состава.
Поэтому считаем, что открытие медицинских факультетов в непрофильных ВУЗах противоречит заявленным целям по модернизации медицинского образования.
Кроме того, необходимо отметить, что подготовка высших медицинских кадров имеет свою специфику. Согласно Болонской программе она осуществляется по трехступенчатой модели, и для клинического направления предусмотрены бакалавриат-интернатура-резидентура. Это означает, что диплом бакалавра не дает право на клиническую практику.
В этой связи, просим вас предоставить ответы на следующие вопросы:
1. Чем обосновано решение об открытии медицинских факультетов в обычных университетах?
2. Каким образом планируется совместить эти факультеты с программой по созданию академических клиник, имеются ли для этого финансовые и организационные возможности, в том числе – возможности открытия интернатуры для выпуска полноценных врачей?
3. Не создаст ли наличие разных подходов в подготовке медицинских кадров разрыв в уровне квалификации врачей, от которого будут страдать пациенты?
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
Ответ И.О. Министра здравоохранения Республики Казахстан, А. Йой