Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
20 июня 2018 года
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Как известно, любое лицо, изъявившее намерение заниматься деятельностью в сфере информатизации и связи обязано в установленном Законом «О разрешениях и уведомлениях» порядке получить необходимое разрешение (лицензию).
С развитием информационных систем казахстанские операторы сотовой связи имеют возможность не только расширить зону покрытия своего вещания, но и наоборот - ограничить к ней доступ по прямому требованию правоохранительных органов.
Помимо операторов, ограничение связи зачастую происходит с помощью технических средств, предназначенных для блокировки GSM сигнала, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в системах уголовно-исправительных учреждений, в целях обеспечения безопасности и предотвращения террористических и экстремистских угроз при проведении межгосударственных визитов, в целях национальной безопасности в целом.
В соответствии с Постановлением Правительства от 27 июля 2015 года, Комитет национальной безопасности РК определен лицензиаром деятельности по разработке, производству, ремонту и реализации специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Считаем, что данные меры и ограничения обоснованны и полностью оправдывают себя.
Однако, с недавнего времени вышеуказанные блокираторы сотовой связи стали широко применяться в системе образования при проведении ЕНТ. Так, на портале государственных закупок можно увидеть заявки от тех или иных учреждений образования о закупке таких «глушилок».
Между тем, сегодня на сайтах, в социальных сетях можно не только найти описание и принцип работы «глушилок», но и свободно приобрести их по вполне приемлемой цене.
Действующее законодательство страны не предусматривает каких-либо норм по ввозу, реализации и использованию «глушилок» и, соответственно, не ограничивает действия их распространителей и пользователей.
Считаем, что данные спецсредства в неумелых и корыстных руках способны нанести значительный экономический и социальный вред.
Так, учитывая, что принцип работы блокираторов связи заключается в подавлении GSM сигнала, под угрозу блокировки могут попасть автосигнализации, сигналы спасательных служб, служб безопасности при возникновении террористических либо экстремистских угроз. Кроме того, нарушается работа платежных терминалов, банкоматов, беспроводных систем оповещения при экстренных ситуациях, а также другого оборудования, работающего при помощи GSM сигнала.
Получается, что любой человек может активизировать данное устройство не только в школах при ЕНТ, но и в любом другом месте и заблокировать связь по всему периметру, со всеми вытекающими последствиями; и в том числе – воспрепятствовать оперативным действиям спасательных и правоохранительных служб.
Не слишком ли высокая цена, если ради ЕНТ нас заставят рисковать безопасностью детей, и не только их?
В случае возникновения подобных ситуаций операторы связи полностью снимают с себя ответственность.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Бакытжан Абдирович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым отнести вышеуказанные устройства подавления мобильной связи к спецсредствам, не подлежащим свободному обороту и продаже на рынке.
Просим дать соответствующие поручения ответственным службам по детальному изучению этого вопроса и принятию мер с целью законодательного урегулирования данной сферы.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан