15 мая 2019 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Первому заместителю
Премьер-Министра-
министру финансов РК
Смаилову А.А.
В партию «Ак жол» обращаются малые предприниматели сферы розничной торговли со следующей проблемой. В текущем году для них заканчивается применение специального налогового режима на основе патента, который будет заменён СНР на основе упрощенной декларации.
Это значит, что все торговцы будут обязаны приобрести контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных, установить POS-терминалы, а также нести дополнительные расходы на их обслуживание, в виде ежемесячных:
· комиссий банка за перечисление пенсионных, социальных отчислений и налоговых платежей;
· комиссий банка за оплату покупок через POS-терминал и ведение банковского счета для POS-терминала;
· комиссии Казахтелекома за онлайн кассовые аппараты;
· оплаты дополнительных бухгалтерских услуг по сдаче отчетов;
· платежей за приобретаемые в рассрочку кассовые аппараты и POS-терминалы.
В результате в 2020 г. ежемесячные расходы данной категории предпринимателей в пользу банков и третьих лиц возрастут с 900 тг. до 23-24,5 тыс.тг., или до 300 тысяч тг. в год, что при годовом обороте в размере 8,9 млн.тг и средней действующей торговой наценке (30%) составит 14% от их валового дохода, а при обороте в 3 млн. тг – около 40%.
Для сравнения: налоговые платежи при указанных оборотах равны соответственно 15,5% и 20,5% от валового дохода.
Если сегодня при использовании патента совокупная нагрузка на предпринимателя (налоги плюс платежи третьим лицам) составляет всего 12,6%, то после нововведений она увеличится от 30 до 60%, т.е. возрастёт от 2,5 до 4 раз, из которых от половины до 2/3 пойдёт не в бюджет, а банкам и третьим лицам.
Между тем, согласно официальной статистике, в торговле занято около 1,4 млн. граждан, это 16% занятого населения страны. И особое беспокойство вызывает положение предпринимателей в розничной торговле с небольшими оборотами. Так, по данным исследования Ассоциации прямых продаж Казахстана, 79% от общей численности лиц, занятых в данном сегменте, зарабатывают в месяц до 60 тыс.тг.
Нельзя забывать, что отечественное малое предпринимательство в данной сфере испытывает также усиленное давление со стороны интернет-торговли и российских дистрибьюторов.
Так, по прогнозам правительства, к 2025 году 25% розничной торговли уйдет в электронную коммерцию, а значит и без отмены патента в ближайшие 5 лет рискуют потерять работу около 300 тысяч работников и предпринимателей сферы торговли.
Следует принять во внимание и тот факт, что в России субъекты розничной торговли имеют право работать на основе патента с налоговой ставкой в размере 6%.
Возникает вполне справедливый вопрос: насколько в этих условиях оправданно введение государством дополнительной нагрузки на предпринимателя, причём, в пользу не бюджета, а третьих лиц?
Ведь вполне очевидно, что результатом может стать массовое сокращение сегмента розничной торговли либо частичный переход в теневую экономику. А бюджет вполне может и не получить ожидаемых выгод.
Учитывая вышеизложенное, фракция «Ак жол» просит поручить Министерству финансов совместно с Министерством нацэкономики разработать комплекс заместительных мер в поддержку малых предпринимателей сектора торговли, а также рассмотреть вопрос о продлении сроков действия патентов до принятия указанных решений.
С уважением,
депутаты ДПК «Ак жол»
Ответ