Премьер-Министру Республики Казахстан
г-ну Масимову К.К.
Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимканович!
Правительством Республики проводится большая работа по реализации поручений Главы государства в части либерализации разрешительной системы и сокращения лицензируемых видов деятельности. Данное направление является действительно актуальным и пользуется широкой поддержкой бизнес-сообщества.
Буквально на прошлой неделе Мажилис Парламента РК одобрил очередной правительственный законопроект, сокращающий, как было заявлено, разрешительные процедуры на 30%.
Однако в Демократическую партию Казахстана «Ак жол» обращаются предприниматели, включая ведущее бизнес-объединение страны в лице Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен», которые приводят примеры, когда, исключая одни виды деятельности из перечня лицензируемых, уполномоченные госорганы тут же вводят новые типы разрешений на ту же деятельность, просто переименовывая их вместо «лицензий» на различные «аттестации», «аккредитации», «допуски», «поверки» и т.п..
Так, из закона «О лицензировании» исключено лицензирование экспертных и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной и градостроительной деятельности.
Но законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» теперь введена обязательная аттестация специалистов, проводящих подобные работы и услуги. Иными словами, вместо одной лицензии на компанию, предприниматель теперь должен получать несколько аттестатов на всех своих специалистов. Таким образом, государственное регулирование не устраняется, а лишь переименовывается, что не меняет сути разрешительных процедур и не облегчает работу для бизнеса.
В результате, на сегодняшний день все компании, работающие на этом рынке, по требованию ГАСК сдают ставшие досрочно недействительными лицензии и в обязательном порядке проходят аттестацию своих сотрудников, хотя ранее, при получении лицензий все аналогичные требования по наличию компетентных специалистов, ими были выполнены.
Имеются факты, когда госорганы создают подзаконные акты, которые налагают на бизнес еще более сложные обязанности и порождают новые разрешительные барьеры. Так, в законе «О промышленной безопасности на опасных промышленных объектах» были исключены 4 вида аттестации предприятий.
В то же время Министерством по чрезвычайным ситуациям утверждены 9 новых видов аттестации организаций (на право проведения экспертизы промышленной безопасности технологий, технических устройств, материалов, на соответствие требованиям промышленной безопасности для получения разрешения на их применение, на право проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений; на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, материалов, отслуживших нормативный срок эксплуатации для определения возможного срока дальнейшей эксплуатации; на право проведения экспертизы в области взрывных работ; на право обучения персонала в области промышленной безопасности и др).
Более того, требования к аттестации оказались значительно ужесточены, что потребовало проведения повторной переаттестации ранее уже допущенных к работе предприятий.
Еще один пример: из законодательства было исключено лицензирование грузовых международных автоперевозок.
Однако Министерством транспорта и коммуникаций взамен отменённой лицензии введена т.н. «карточка допуска» предпринимателя к этому виду деятельности, кроме того введено лицензирование на ряд других видов деятельности, ранее не подлежавших лицензированию.
Сама процедура получения «карточки допуска» стала более сложной и затратной, чем прежняя лицензия. И таких примеров достаточно. Кто выиграл от такого сокращения лицензий? Уж точно не предприниматели.
Анализируя сложившуюся ситуацию можно сделать вывод, что госорганы упорно воссоздают подконтрольную себе сферу, взамен «сокращаемых» разрешительных функций. Подобная практика превратилась в целую тенденцию, прямо противоречащую поручениям Главы государства о сокращении административного давления на бизнес.
Тем самым, сохраняется широкое коррупциогенное поле для препятствий и вымогательств с бизнеса, меняется только стоимость подобных «услуг», причём не в лучшую сторону.
И если Министерство экономического развития и торговли в своем письме от 18 мая 2012 года отмечает, что с очередным сокращением видов лицензирования снижены административные барьеры, то на практике для предпринимателей перемены не столь однозначны. Как ни переименовывай разрешительные барьеры – хоть «лицензия», хоть «аттестация», хоть «допуск» и так далее – бизнесу от этого не легче. Как говорится в нашем народе «Торғайды таспен ұрсан да - торғай өледі, тасты торғаймен ұрсан да - торғай өледі».
Учитывая вышеизложенное, помимо продолжения работы по сокращению разрешительных документов для ведения бизнеса, депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает ввести мораторий на принятие нормативных актов, создающих новые разрешительные и бюрократические процедуры, какими бы наименованиями они ни прикрывались.
Мы также поддерживаем аналогичное предложение Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен», высказанное на недавней встрече Главы государства с предпринимателями страны.
Опыт развитых экономик свидетельствует об эффективности замены разрешительных процедур - системой техрегулирования, стандартов организаций и страхования ответственности. Считаем, что это именно то направление, в котором необходимо двигаться в государственном регулировании предпринимательской деятельности.
Руководитель
фракции ДПК «Ақ жол»
депутат Мажилиса А. Перуашев,
члены фракции ДПК «Ак жол»,
депутаты
Е.Никитинская
А.Абильдаев
А.Рыскали
М.Казбекова
А.Тортаев
Н.Жазылбеков