21
Май

21.05.2025

Не допустить захват казахстанского рынка международных автоперевозок иностранными компаниями

Премьер-Министру РК

Бектенову О. А.

Географическое расположение Казахстана в самом центре Евразийского континента создает огромный потенциал для развития международных транзитных перевозок. Исторически через казахскую степь проходили древние караванные пути, в том числе Великий шелковый путь. В современных условиях Казахстан должен превратиться в крупный логистический хаб, получающий миллиарды долларов дохода за счет транзитных потоков.

Согласно имеющейся информации, за последние 3 года доля отечественных предпринимателей на рынке международных грузоперевозок выросла с 30 до 51 процентов.

Однако, не стоит этому спешить радоваться (!)

С 2022 года крупные зарубежные компании в сфере международных автоперевозок начали массово регистрировать юридические лица на территории нашей страны и получать доступ к квотам, лицензиям и льготам, предназначенным для казахстанских перевозчиков. Эти компании, в основном, используют иностранный автопарк, иностранный капитал и персонал, и фактически управляются извне.

Они как международные перевозчики освобождены от уплаты НДС, а также, согласно постановлению Правительства №502 от 2022 года, получили право регистрировать седельные тягачи без уплаты утилизационного сбора в качестве компаний-релокантов. Кроме того, в декабре 2021 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым до 1 января 2028 года установлена нулевая ставка для первичной регистрации тягачей.

Более того, зарегистрированные в Казахстане иностранные грузовики получают «белые» государственные регистрационные номера, предназначенные для резидентов, а также свидетельства на международные автомобильные перевозки и осуществляют транспортировку в Европу, фактически обслуживая интересы своих стран.

Согласно пункту 36 Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, транспортные средства компаний с иностранным участием, зарегистрированных на территории Казахстана, должны получать «желтые» номерные знаки серии «М» и «Н».

Тем не менее, по непонятным причинам таким релокационным компаниям присваиваются казахстанские государственные регистрационные номера типов 1 и 1А.

В результате, при активном участии государственных органов и под давлением крупных зарубежных компаний с обширной ресурсной базой, отечественные автоперевозчики вытесняются с рынка международных перевозок.

С этой проблемой к нам обратились казахстанские предприниматели, в том числе Республиканская ассоциация водителей и владельцев грузового транспорта. По их данным, доля релокационных компаний на рынке международных автоперевозок в стране превышает 75 %, и если Правительство не примет мер, в ближайшее время весь рынок окажется в руках иностранных компаний.

Следует отметить, что фракция «Ак жол» еще в 2022 году, когда эта проблема была не так очевидна, направляла депутатский запрос по поводу экспансии на рынке международных автоперевозок. Тогда мы предлагали срочно разработать меры по регулированию деятельности иностранных компаний и защите национальных экономических интересов.

Однако за прошедшие три года со стороны государственных органов необходимые меры приняты не были, и сейчас возникает реальная угроза полной утраты позиций на рынке международных перевозок. Это, в свою очередь, может потребовать принятия мер в уже области национальной безопасности.

В связи с вышеизложенным, фракция «Ак жол» предлагает:

Провести комплексную проверку иностранных транспортных компаний, зарегистрированных в Казахстане, на предмет соблюдения требований законодательства, движения капитала, выявления конечных бенефициаров, состава персонала и органов управления.

Внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выдачи регистрационных номеров, свидетельств на международные перевозки и распределения квот, с целью устранения недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.

Разработать и принять меры, ограничивающие доступ иностранных компаний с участием нерезидентов к льготам, предназначенным для отечественных перевозчиков.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

С. Ерубаев

А. Перуашев

Д. Еспаева

Е. Барлыбаев

К. Иса

Е. Бейсенбаев