Премьер-Министру
РК
Бектенову
О. А.
Географическое
расположение Казахстана в самом центре Евразийского континента создает огромный
потенциал для развития международных транзитных перевозок. Исторически через
казахскую степь проходили древние караванные пути, в том числе Великий шелковый
путь. В современных условиях Казахстан должен превратиться в крупный
логистический хаб, получающий миллиарды долларов дохода за счет транзитных
потоков.
Согласно имеющейся
информации, за последние 3 года доля отечественных предпринимателей на рынке
международных грузоперевозок выросла с 30 до 51 процентов.
Однако, не стоит
этому спешить радоваться (!)
С 2022 года
крупные зарубежные компании в сфере международных автоперевозок начали массово
регистрировать юридические лица на территории нашей страны и получать доступ к
квотам, лицензиям и льготам, предназначенным для казахстанских перевозчиков.
Эти компании, в основном, используют иностранный автопарк, иностранный капитал
и персонал, и фактически управляются извне.
Они как
международные перевозчики освобождены от уплаты НДС, а также, согласно
постановлению Правительства №502 от 2022 года, получили право регистрировать
седельные тягачи без уплаты утилизационного сбора в качестве
компаний-релокантов. Кроме того, в декабре 2021 года в Налоговый кодекс были
внесены изменения, согласно которым до 1 января 2028 года установлена нулевая
ставка для первичной регистрации тягачей.
Более того,
зарегистрированные в Казахстане иностранные грузовики получают «белые»
государственные регистрационные номера, предназначенные для резидентов, а также
свидетельства на международные автомобильные перевозки и осуществляют
транспортировку в Европу, фактически обслуживая интересы своих стран.
Согласно пункту 36
Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных
средств, транспортные средства компаний с иностранным участием,
зарегистрированных на территории Казахстана, должны получать «желтые» номерные
знаки серии «М» и «Н».
Тем не менее, по
непонятным причинам таким релокационным компаниям присваиваются казахстанские
государственные регистрационные номера типов 1 и 1А.
В результате, при
активном участии государственных органов и под давлением крупных зарубежных
компаний с обширной ресурсной базой, отечественные автоперевозчики вытесняются
с рынка международных перевозок.
С этой проблемой к
нам обратились казахстанские предприниматели, в том числе Республиканская
ассоциация водителей и владельцев грузового транспорта. По их данным, доля
релокационных компаний на рынке международных автоперевозок в стране превышает
75 %, и если Правительство не примет мер, в ближайшее время весь рынок окажется
в руках иностранных компаний.
Следует отметить,
что фракция «Ак жол» еще в 2022 году, когда эта проблема была не так очевидна,
направляла депутатский запрос по поводу экспансии на рынке международных
автоперевозок. Тогда мы предлагали срочно разработать меры по регулированию
деятельности иностранных компаний и защите национальных экономических
интересов.
Однако за
прошедшие три года со стороны государственных органов необходимые меры приняты
не были, и сейчас возникает реальная угроза полной утраты позиций на рынке
международных перевозок. Это, в свою очередь, может потребовать принятия мер в
уже области национальной безопасности.
В связи с
вышеизложенным, фракция «Ак жол» предлагает:
Провести
комплексную проверку иностранных транспортных компаний, зарегистрированных в
Казахстане, на предмет соблюдения требований законодательства, движения
капитала, выявления конечных бенефициаров, состава персонала и органов
управления.
Внести изменения в
нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выдачи регистрационных номеров,
свидетельств на международные перевозки и распределения квот, с целью
устранения недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Разработать и
принять меры, ограничивающие доступ иностранных компаний с участием
нерезидентов к льготам, предназначенным для отечественных перевозчиков.
С уважением,
Депутаты фракции
«Ак жол»
С. Ерубаев
А. Перуашев
Д. Еспаева
Е. Барлыбаев
К. Иса
Е. Бейсенбаев