Премьер-Министру
РК
О. А. Бектенову
В Демократическую партию «Ак жол»
поступают обращения предпринимателей, осуществляющих импорт фруктов и овощей
через пропускной пункт «Бахты». По их информации, с конца ноября на границе
возникли серьёзные сложности, которые негативно отражаются на сроках и
стоимости поставок продовольственной продукции на внутренний рынок Казахстана.
Предприниматели связывают изменение
ситуации с введением Приказа № 70-н директора РГП на ПХВ «Фитосанитария»
Комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК от 24 ноября 2025 года. После
появления этого приказа сотрудники фитосанитарной службы начали требовать прохождения
обязательной лабораторной экспертизы каждой машины — независимо от наличия
признаков заражения или оснований для отбора проб. Выдача акта первичного
карантинного контроля фактически ставится в зависимость от оплаты экспертиз,
что превращает данную процедуру в обязательную, хотя нормативных оснований для
этого нет.
Данная практика также не соответствует
международным обязательствам Республики Казахстан. Порядок фитосанитарного
контроля установлен Решением Комиссии Таможенного союза №318 от 18.06.2010
года, позже эти нормы легли в основу решения ЕАЭК, которое прямо указывает, что
подкарантинная продукция не может задерживаться без признаков заражения или
обоснованных подозрений, а отбор проб допускается только после визуального
осмотра и выявления таких признаков. Эти нормы являются императивными и не
могут быть изменены ведомственными приказами или внутренними указаниями.
При этом финансовая нагрузка на бизнес
существенно выросла. Согласно действующему прейскуранту, стоимость лабораторной
экспертизы составляет от 5 до 82 тысяч тенге за одну позицию товара. При этом
сама экспертиза может проводиться до трёх суток. В результате предприниматели
вынуждены оплачивать совокупно от 200 до 300 тысяч тенге за одну машину, с
учётом количества товарных позиций. Такие задержки приводят к простою
транспорта, нарушению температурного режима и риску порчи скоропортящейся
продукции. В зимний период это становится особенно критичным и может вызвать
значительные убытки.
Во время нашего выезда осенью мы
убедились, что на пункте «Бахты» по-прежнему идёт стройка и не известно, когда
она закончиться. Отсутствуют холодильные камеры, крытые площадки и элементарные
условия для проведения фитосанитарного контроля. В таких условиях требовать от
предпринимателей прохождения лабораторной экспертизы по каждой товарной позиции
выглядит необоснованным и ставит под сомнение саму логику предъявляемых требований.
По словам предпринимателей, сотрудники на
местах не предъявляют никаких официальных разъяснений и ссылаются на «какой-то
приказ из Астаны», содержание которого также не показывается. Такая практика
вызывает серьёзные вопросы о её правомерности и о том, на каком основании
предпринимателям навязываются процедуры, не предусмотренные ни международными
нормами, ни национальным законодательством.
Также к нам в партию обращаются
предприниматели, работающие в киргизском направлении. По их словам, на пункте
пропуска «Чёрная речка» в Кордайском районе складывается аналогичная ситуация.
После прохождения рентген-сканирования и фиксации отсутствия нарушений
водителей всё равно принуждают к полной выгрузке автомобилей, хотя технически
достаточно выборочной проверки. Далее машины направляются на склады временного
хранения, где предприниматели вынуждены платить завышенные суммы — около 130
000 тенге за выгрузку и хранение, при этом без выдачи официальных чеков или
документов. Нередко водителей ежедневно обязывают платить наличными
дополнительные суммы, также без квитанций. Задержки на складах могут составлять
до 10 суток, что приводит к порче товара, срыву поставок и прямым убыткам.
Всё это идёт вразрез с задачами, поставленными Президентом, который подчёркивал необходимость снижения административных барьеров, обеспечения свободного движения товаров и поддержки отечественных предпринимателей.
Учитывая вышеизложенное, Демократическая партия «Ак жол» требует:
1. Привести практику фитосанитарного
контроля на пункте пропуска «Бахты» в соответствие с нормами Решения КТС №318.
2. Дать правовую оценку практике
обязательной лабораторной экспертизы каждой машины.
3. Пересмотреть действующие тарифы
лабораторных экспертиз и предоставить прозрачное и экономически обоснованное
ценообразование.
4. Рассмотреть ситуацию на пункте пропуска
«Чёрная речка» в Кордайском районе, включая правомерность требований о полной
выгрузке автомобилей, порядок направления на склады временного хранения и
обоснованность взимаемых платежей.
С
уважением,
Депутаты
фракции «Ақ жол»
О.Нуралдинов
А.Перуашев
Д.Еспаева
Е.Барлыбаев
К.Иса
С.Ерубаев