04
Октября

04.10.2023

О необходимости энергетического машиностроения

Премьер-Министру РК

 А.Смаилову


В стране начался отопительный сезон, который вызывает серьёзную обеспокоенность.

Напомним, что 14 июня т.г. на фоне крупных коммунальных аварий в разных регионах, Демпартия «Ак жол» направила депутатский запрос о необходимости организации отечественного энергетического машиностроения.

Мы указывали, что традиционные производители из Украины и России в условиях ведущейся войны не смогут гарантировать своевременность поставок, тогда как другие варианты дороже и не всегда технологически совместимы с нашими объектами.

В то же время, выделяемые государством и привлекаемые монополистами от потребителей по программе «Тариф в обмен на инвестиции» более полутриллиона тенге создают устойчивый платежеспособный спрос для создания новой отрасли машиностроения.

Получив такой импульс, данная отрасль смогла бы и в дальнейшем обеспечивать текущую модернизацию энергосистемы, а также освоить рынки центрально-азиатского региона.

14 июля т.г. был получен ответ правительства, который не выдерживает никакой критики.

Например, нам сообщили, что объем рынка машиностроения составляет 10 трлн тенге, из которых 1,5 трлн занимает отечественное производство.

Но к машиностроению относятся разные отрасли – производство нефтегазового, горного, металлургического оборудования, локомотивов, вагонов, автомобилей, комбайнов.

А про собственно энергетическое оборудование – в ответе Правительства ни цифры.

Далее. Правительство утверждает, что «Сегодня энергетическое машиностроение в стране представлено в основном производством двигателей и турбин».

Но почему-то самим отечественным машиностроителям ничего не известно о таком производстве. Если мы ошибаемся – то хотелось бы узнать о таких героях, пожать им руки.

В недавнем Послании Президент К.Токаев прямо поставил задачу развития энергетического машиностроения, цитирую: «Расширение объектов генерации – основа для трансферта технологий и локализации производства в энергетическом машиностроении…» - цитата окончена.

Энергетического машиностроения, как серийного производства ни промышленных двигателей, ни турбин, в Казахстане не существует, есть лишь мощности по их ремонту.

Не знаем, кто предоставил недостоверную информацию Премьеру (скорее всего, профильное министерство), но с Администрацией Президента этот номер не прошел.

Для перехода к производству нужны конкретные меры, включая открытую информацию о потребностях каждого крупного субъекта энергетики, планах закупок, внедрение долгосрочных офтейк-контрактов, а также трансферт технологий и локализация производства, о чем и сказал глава государства, обоснованно отделив энергетическое машиностроение от электротехнического.

После нашего запроса в Демпартию «Ак жол» обратились бизнесмены, готовые наладить такое производство, при правильной позиции госорганов.

Однако ответ Правительства заставляет усомниться в понимании вопроса и профессиональной компетентности тех, кто его готовил.

В этой связи, фракция «Ак жол» повторно предлагает правительству срочно приступить к организации энергетического машиностроения, с учетом предложений бизнеса, в частности - разработать типовое соглашение о промышленной сборке для энергетического оборудования, а также меры поддержки по линии Фонда развития промышленности и офтейк-контрактов со стороны монополистов.

Кроме того, просим сообщить, какие из проектов энергетического машиностроения, указанных в ответе на предыдущий запрос, реально запущены в работу на текущий момент.

А пока, как сообщают СМИ, из-а отсутствия оборудования уже происходят срывы подготовки ТЭЦ к отопительному сезону, о чём, в частности, сообщили в понедельник из Кентау.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»