Министру промышленности
и строительства К.Шарлапаеву
Глава
государства К. Токаев в своем недавнем Послании, отметил важность наращивания
объема отечественных товаров в регулируемых закупках и полноценного запуска
системы офтейка, поручив довести долю офтейк-контрактов с отечественными
производителями как минимум до 10 процентов, что составляет 2 триллиона тенге
ежегодно.
Такой подход
дает ясный ответ, какую именно экономику Президент видит основой улучшения
жизни граждан. Если прежний формат делал упор на сырьевой и финансовый секторы
и их интересы, то Касым-Жомарт Токаев совершенно четко обозначил, что он
выступает за производительную и диверсифицированную экономику.
Это
действительно новый подход.
В 2015 году
Правительство потребовало исключить из закона о госзакупках сами понятия
«казахстанский товар» и «казахстанский производитель», и только фракция «Ак
жол» в ходе пленарных заседаний Мажилиса девять раз ставила на голосование
поправки против предложений Правительства, и девять раз парламентское
большинство голосовало за требования Правительства и против национальной
экономики.
Кроме того,
требования о введении в практику офтейк-контрактов депутаты партии «Ак жол»
вносили в 2020 году при рассмотрении нового Закона «О промышленной политике».
В ходе первого
чтения эти инициативы были отклонены Правительством. И только под давлением
развернутой нами публичной дискуссии, чиновники были вынуждены согласиться и
данная норма села в Закон.
Однако, несмотря
на это, на сегодняшний день, т.е. по истечении двух лет, они оказались
нерабочими, т.к. уполномоченный орган в лице Министерства индустрии, так и не
удосужилось разработать соответствующие подзаконные акты, и по факту норма по
офтейк-контрактам заблокирована.
Между тем, ФНБ
«Самрук-Казына», с момента принятия в июне 2021 года своего профильного закона
«О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», где также нами
были внесены нормы по офтейк-контрактам, заключило свыше 389 контрактов на
сумму 107 млрд. тенге.
Следует
отметить, что в обоих законах удалось расширить меры поддержки производственных
предприятий через возможность использования офтейк-контрактов в качестве
залогового обеспечения кредитов; обеспечить содействие предприятиям в
приобретении технической документации на новую продукцию и т.д.
Данные
нововведения, учитывая долгосрочность офтейк-контрактов, заключаемых между
заказчиком и поставщиком на поставку товара, который поставщик планирует
произвести и обеспечить его поставку в будущем, на заранее оговоренных условиях
по стоимости, количеству (объему) и срокам поставки позволили предприятиям
планировать на период производства своей продукции. Кроме того, огромным плюсом
для предприятий стал тот факт, что теперь заказчик, при условии надлежащего
исполнения поставщиком своих обязательств, обязан обеспечить приемку и оплату
товаров в объемах, предусмотренных таким договором.
Однако, если в
закупках ФНБ «Самрук-Казына» система офтейка оказалась жизнеспособной, то в
рамках закона «О промышленной политике», несмотря на более расширенный охват
предприятий, остался заблокирован, вследствие бездействия чиновников от
Мининдустрии.
В этой связи, очень примечательно, что Президент, в своем Послании говорит не о «внедрении» системы офтейка, а о «полноценном запуске».
На основании
изложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит сообщить:
1)
Разрабатывались ли подзаконные нормативные акты во исполнение закона «О
промышленной политике», в части внедрения института офтейк-контрактов?
2) Если не
приняты и не реализованы, на ком лежит ответственность?
3) Какие меры предпринимаются для исполнения поручений Президента чтобы офтейк-контракты заработали как устойчивая система.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»