Вице-премьеру
Е.Жамаубаеву
В адрес Демпартии «Ак жол» обращаются предприниматели, занимающиеся импортом плодоовощной скоропортящейся продукции из КНР и проходящие таможенную очистку на таможенном посту «Бахты».
По соглашению между Казахстаном и Китаем о статусе таможенного поста «Бахты», груз со скоропортящимися товарами имеет приоритет в виде ускоренного таможенного оформления, так называемый «Зеленый коридор». Однако, по факту, «Зеленый коридор» стал «Красным шлагбаумом»!
Так, начиная с 2017 года, таможенники начали требовать грузовой манифест, в котором отражалась информация о грузе, его количестве и стоимости. В случае отсутствия манифеста в базе КГД, грузы подвергаются таможенному досмотру. Следует отметить, по вышеуказанному Соглашению, данный манифест составляется представителями китайской таможни, которые зачастую пренебрегают своими обязанностями по его своевременному заполнению и предоставлению.
С 2018 года, с целью упрощения таможенной очистки грузов на территории РК, было введено Электронное декларирование. По факту, грузы по рекомендациям КГД, на основе Системы управления рисками, попадали на таможенный досмотр, по критериям отбора известным лишь самим налоговикам.
В 2020 году при КГД создается Главное диспетчерское управление (ГДУ). С этого момента, все декларации, которые оформляются на таможенном посту «Бахты» проходят документальную проверку в ГДУ. Также, между Таможенная служба Китая и Налоговый комитет Казахстана пришли к соглашению о передаче Предварительной информации по импортируемым товарам. Однако, вновь повторяется история 2017 года, когда китайская сторона зачастую не передает предварительную информацию по грузам в полном объёме, ссылаясь на собственное законодательство, по которому якобы данная информация является коммерческой тайной и относится к внутренним документам.
И вместо того, чтобы урегулировать данную проблему с соседями, сотрудники ГДУ возложили ее решение на предпринимателей. В отсутствие Предварительной информации, грузы на общих основаниях отправляются на таможенные досмотры, назначая корректировки таможенной стоимости, при этом руководствуясь лишь своей статистикой по ранее ввезенным аналогичным товарам, невзирая на цены в рамках договорных обязательств предпринимателей. Ввиду отсутствия запрашиваемых документов, предприниматели вынуждены соглашаться на дополнительные начисления, так как у них скоропортящейся товар.
Кроме этого, дополнительным барьером выступает Ситуационный центр КГД, который ко всему вышесказанному также проверяет декларации, дополнительно делая контроль снимка инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), хотя это функция инспектора ИДК.
Фактически, при подаче одной декларации на скоропортящийся груз, предприниматель проходит: пограничный осмотр машины, весы, рентген ИДК, контроль инспектора на посту, контроль инспектора ГДУ, контроль инспекторов Ситуационного центра, контроль инспектора управления тарифного регулирования ДГД. О каком упрощении таможенного администрирования может идти речь?
Таким образом, ни о каком «зелёном коридоре» для скоропортящихся товаров не может идти речи.
На основании изложенного, уважаемый Ерулан Кенжебекович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1) Урегулировать вопросы таможенного администрирования с таможенной службой КНР при прохождении скоропортящихся товаров;
2) Навести порядок прохождения таможенного осмотра транспортных средств со скоропортящимися товарами, предоставив им реальный «Зеленый коридор».
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»