Премьер-Министру РК
Мамину А. У.
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Фракция Демократической партии «Ак жол» постоянно обращает внимание госорганов на то, что внешнеэкономическое сотрудничество должно опираться исключительно на национальные интересы Республики.
Мы неоднократно указывали факты, когда в результате некомпетентности казахстанских переговорщиков, такие интересы явно ущемлялись, а отечественный бизнес нёс прямые и косвенные потери даже в самых привлекательных объединениях.
Эта проблема вновь обострилась на фоне пандемии и ограничений работы сотен тысяч предпринимателей.
Но если пандемия затронула в основном сферу услуг, то внешнеторговые просчёты затрагивают уже и реальный сектор экономики.
1 октября группа депутатов обратилась к Правительству о том, что через полтора месяца, с 1 января 2021 года прекращает действие п.29 ст.278 Кодекса РК «О недрах и недропользовании», согласно которому, по контрактам на недропользование, при приобретении товаров, работ и услуг, казахстанские производители получали условную скидку на двадцать процентов.
Нужно иметь в виду, что годовой объем закупок недропользователей за 2019 год составил более 8 трлн. тенге, где доля местного содержания в товарах находится в районе 10-12%.
А порядка 90% уходит за рубеж.
Но ведь эти деньги получены от реализации наших природных богатств. И они могли бы направляться на создание местных производств потребляемых недропользователями товаров, начиная с производства заменяемых узлов и деталей для используемого оборудования.
В цивилизованном мире такие обязательства сырьевиков давно считаются нормой и входят в понятие «офсетной (промышленной) политики». На необходимости принятия соответствующего закона фракция «Ак жол» настаивает с 2012 года. А воз и ныне там.
Между тем, прекращение действия указанной нормы однозначно обрушит местное содержание в закупках товаров сырьевых гигантов ниже плинтуса.
По экспертным оценкам, более 58 тыс. казахстанских поставщиков окажутся оттеснены от закупок в сфере недропользования.
В ответе на тот запрос Правительство сообщает, что «проведено совещание» и «создана рабочая группа». Но экономике нужны не совещания, а конкретные меры.
Похожие примеры есть и в нашем опыте работы с ЕАЭС. В 2017 г. фракция Демпартии «Ак жол» направила запрос о неравных условиях, в которые поставлены казахстанские машиностроители.
Так, решением Евразийского экономического Совета №72 (2014 г., «о промышленной сборке»), Казахстан и Беларусь обязались прекратить заключение новых соглашений в отношении сборки транспортных средств, тогда как на Россию это требование не распространялось. Вообще-то Евразийский экономический союз создавался как равноправное и взаимовыгодное объединение.
Что это за равноправие, одна сторона «равноправнее» других? Что это за взаимная выгода, если новые проекты имела право реализовывать только одна страна?
Доходило до того, что ссылаясь на указанное Соглашение, в самом Казахстане звучали требования не поддерживать новые производства.
О чём думали наши переговорщики?
Ведь соглашаясь с такими условиями, они заведомо ограничивали отечественный бизнес.
Учитывая указанный опыт, нельзя исключать, что дискриминационные подходы, ущемляющие национальные экономические интересы, могут содержать и иные внешнеторговые соглашения.
В этой связи депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство:
Сегодня, на фоне мирового кризиса, практически все страны мира защищают своего производителя. И то, как аналогичные усилия Правительства Казахстана будут восприняты нашими партнёрами – зависит от настойчивости и убедительности отечественных переговорщиков.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»