Выступление депутата Мажилиса Парламента Н.А.Жазылбекова на брифинге в службе центральных коммуникаций

» Пресс-релизы » Выступление депутата Мажилиса Парламента Н.А.Жазылбекова на брифинге в службе центральных коммуникаций

18.11.2013, 00:00

Н.Жазылбеков

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА БРИФИНГЕ

В СЛУЖБЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

(Астана, 18 ноября 2013 г.)

 Уважаемые коллеги!

          Как вы знаете, на последнем расширенном заседании Правительства с участием Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, были подведены итоги деятельности Правительства за 9 месяцев текущего года.
         В ходе данного заседания, Президент страны дал оценку работе государственных органов, огласил ряд серьезных недостатков и упущений в управлении социально-экономическими процессами.
Начнем с одной из самых актуальных тем, обсуждаемых населением.
 Энергетика.
 
         Так, Глава государства подчеркнул следующее (цитирую): «сначала надо решить базовые вопросы энергосбережения, а уже потом говорить о «зеленной экономике». В настоящее время потери в теплосетях достигают 22,1%, а в электросетях доходят до 14%.
 
         Отмечу, что с 2012 года парламентской фракцией ДПК «Ак жол» в адрес Правительства был дважды направлен депутатский запрос касательно раскрытия тарифов на электроэнергию, а также исполнение инвестиционных обязательств энергопроизводящих организаций.
         В запросе нами было указано, что анализ расчета тарифов показывает, что имеются факты их неоправданного завышения, в том числе – под предлогом компенсации собственных потерь, обоснованность которых вызывает законные вопросы у населения. Так, потери у отечественных энергетиков закладываются на уровне 20-30%, в то время как у их европейских коллег не превышают даже 4%.
Нами также озвучены факты неисполнения инвестиционных обязательств целым рядом энергопроизводящих компаний. Были факты когда энергопроизводящая компания работала без инвестиционного соглашения, реализовывая электроэнергию по предельным тарифам, вместо того, чтобы определенную часть полученной прибыли направлять на создание новых активов, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение, выплачивала миллиардные дивиденды своим учредителям.
Предельные тарифы будут расти до 2016 года, но до сих пор эта информация не доведена до сведения населения.
Также, в данном запросе нами было инициировано создание Правительственной комиссии с включением в нее парламентских фракций для раскрытия тарифов, мониторинга исполнения инвестиционных обязательств.
         В представленном ответе Правительства было указано, что Министерству индустрии и новых технологий и Агентству по регулированию естественных монополий совместно с другими заинтересованными государственными органами поручено создать Правительственную комиссию с включением в нее депутатов Парламента, по рассмотрению обоснованности применяемых тарифов на электроэнергию.
         26 июля 2012 года, на основании приказа Первого вице-министра индустрии и новых технологий была создана  данная Правительственная комиссия. Однако с момента ее образования состоялось всего лишь одно заседание. В настоящее время, какая- либо работа комиссией не проводится.
 
         Также, в ходе расширенного заседания Президент страны отметил, что модернизация инфраструктуры серьезно отстает от темпов износа. Продолжаются жалобы со стороны населения на состояние жилищно-коммунального хозяйства.
         Как вы знаете, Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы разработана в целях реализации Указов Президента РК от 18 февраля 2011 года ‘О мерах по реализации Послания Главы государства ‘Построим будущее вместе’. Программа должна была обеспечить разработку и принятия мер для проведения модернизации коммунальной инфраструктуры, а также должна была посредством создания специальных механизмов финансирования обеспечить проведения ремонта общего имущества объектов кондоминиумов, включая термоизоляцию.
Программа можно сказать сорвана. Кроме того, что проделанная работа не выдерживает никакой критики, сегодня стоит остро вопрос финансирования. Так с момента принятия государственной программы Модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы, в 2011 году из республиканского бюджета выделялось 10,5 млрд. тенге, а в 2013 году при потребности регионов в сумме 26 млрд. тенге, из республиканского бюджета не было выделено ни одного тиына. На 2014 год Правительство планирует выделить только 8 млрд. тенге, при той же потребности регионов. Возникает вопрос, как будет работать эта программа модернизации при таком подходе, когда нет долгосрочного плана и анализа реализации поручения Главы Государства.
 
         Касательно деятельности АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана», отмечаю следующее.
На брифинге А.Т. Перуашев озвучил основные проблемы ЖССБК
которые привели к ряду изменений в структуре ЖССБК
Разрешите остановиться на некоторых предложениях фракции, направленных в НУХ «Байтерек».
Как вы знаете, в настоящее время отдельные лица из числа руководителей Банка в добровольном порядке произвели возврат квартир, по двум оставшимся вопрос будет решен в судебном порядке.
         Направленные фракцией предложения, на наш взгляд, положительно скажутся не только на реализации госпрограммы «Доступное жилье – 2020», но и на деятельности АО «Жилстройсбербанк» в целом.
Оглашу некоторые из них:
         1) предлагается пересмотреть размеры комиссионных сборов Банка. За прием заявлений (хотя заявление составляется автоматически) взимается комиссия в размере 5 000 т., за заключение Договора о жилстройсбережениях – комиссия в размере 0,55% от суммы Договора (т.е. при стоимости квартиры в 7 млн. т., комиссия – более 38 тыс.т.). При этом, если клиент не вошел в список покупателей жилья, комиссия за заключение Договора и подачу заявления не возвращается. Для повторного участия в пуле ему необходимо вновь проходить все процедуры и оплачивать комиссии.
Высокой является комиссия за организацию выдачи займов, которая составляет 1% от суммы займа (минимально 15 000 тенге, максимально 100 000 тенге).
2) необходимо пересмотреть подходы к премированию руководителей Во избежание коррупционных обвинений в адрес руководства и сотрудников Банка, а также фактов злоупотребления своими служебными полномочиями, важно определение некоторых ограничений в части распределения жилья среди руководящих сотрудников Банка и их родственников..
         3) включение ценза оседлости (регистрация в течение последних двух лет в населенном пункте, в котором подается заявление) к основным критериям, предъявляемым к участникам программы не способствует доступности жилья, так как часть населения, в связи с отсутствием жилья, проживает без регистрации.
Однако нас поразил тот факт, что на брифинге гос. Нокин заявил, что все действия руководства банка законны, т.е.он высказывает что он не согласен с решением Главы государства. Мы уверены, что там есть нарушения закона и оценка Президента абсолютно правильна. Но как работает член правительства, который открыто не разделяет политику и правовые ценности Главы государства.
 
         Относительно роста объемов потребительского кредитования банками второго уровня.
         Глава государства на расширенном заседании Правительства выразил обеспокоенность касательно финансовой системы страны. Цитирую: «Финансовая система все еще недостаточно поддерживает индустриализацию страны. Только 12% кредитов всего банковского сектора направляется в промышленную отрасль. В 2013 году объем кредитования малого бизнеса снизился на 13%. за год на 50% вырос объем потребительских кредитов, достигнув отметки 2 триллиона тенге, которые выдаются под 22% годовых».
 
         По данному вопросу 1 ноября парламентской фракцией ДПК «Ак жол» в адрес Премьер-Министра и Председателя Национального Банка был направлен депутатский запрос, где указывается, что в последнее время коммерческие банки, раньше более охотно работавшие с корпоративными клиентами, все больше уделяют внимания розничному клиенту. Практически все банки первой десятки заявили о создании собственных программ кредитования физических лиц.
По данным Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан, за последний год рост выдачи кредитов физическим лицам вырос на 31,5% и на первое июля текущего года их объем составил 2,9 трлн. тенге. Доля потребительских займов в общей структуре ссудного портфеля отечественного банковского сектора за отчетный год увеличилась на 3,8%, с 10,7% до 14,5% (1,8 триллионов тенге) на первое июля 2013 года. В среднем на одного казахстанца сейчас приходится более 700 долларов потребительских кредитов.
Темпы роста потребительских займов уже давно не подкреплены ростом доходов населения, который сильно замедлился еще в прошлом году. Доходы населения за 12 месяцев к июню 2013г. выросли на 4,8%, что ниже 6,9% за 2012г. и 22,5% за 2011г. Чтобы нивелировать риски, кредитным организациям уже сегодня необходимо пересмотреть стратегию формирования кредитных портфелей с ориентацией на кредитование производства. По нашему мнению, необходимо установить жесткую привязку суммы ежемесячного погашения кредита к доходам кредитополучателя.
        
         Хотелось бы отметить позицию фракции ДПК «Ак жол» касательно передачи функций Комитета по работе с несостоятельными должниками в ведение Налогового Комитета Министерства финансов.
        
15 мая текущего года, члены фракции ДПК «Ак жол» обратились с депутатским запросом к Премьер-Министра страны по вопросу реформирования системы реабилитации и банкротства.
Озабоченность вызвал вопрос передачи функций уполномоченного органа по контролю за процедурами реабилитации и банкротства Налоговому комитету Министерства финансов РК.
По статистике налоговый орган является кредитором в процедурах банкротства в 100% случаях и, кроме того, более 90% банкротств хозяйствующих субъектов проводится именно по инициативе налоговых органов. Налоговым органам предоставляется возможность инициировать процедуру банкротства предприятия при наличии у него задолженности всего 150 МРП.
Нами предлагалось передать функции уполномоченного органа по контролю за процедурами реабилитации и банкротству в ведение Министерства регионального развития Республики Казахстан, поскольку именно его функции направлены на развитие предпринимательства на всей территории страны.
Кстати, экспертами Всемирного Банка также выражено  категоричное несогласие по предстоящей передаче функций уполномоченного органа в Налоговый комитет, в связи с тем, что это отрицательно скажется на условиях  ведения бизнеса в Казахстане и соответственно приведет к ухудшению позиции Казахстана в рейтинге «Doing bussiness», ухудшит инвестиционный климат, тем самым, перечеркнув всю проделанную Правительством работу по улучшению данных показателей.
Международный опыт, показывает, что наиболее распространена практика, когда уполномоченный орган по банкротству входит в структуру госоргана, чья деятельность направлена на развитие экономики и поддержку предпринимательства.
 
Однако, Правительство нас в данном вопросе не поддержало, и 12 сентября приняло решение реорганизовать Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан путем присоединения к нему Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан.
 
Госпрограмма «Дорожная карта бизнеса—2020» по форсированному индустриально- инновационному развитию Казахстана должна предусматривать ускоренное развитие несырьевых секторов экономии в посткризисный период.
 
В своем выступлении Глава государства 11 октября особо подчеркнул что:
1)                В рамках программы Дорожная карта бизнеса-2020 43 района и города не проводят работу по субсидированию процентной ставки по кредитам. Не выдано ни одного гранта предпринимателям в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях».
 
Вместо того, чтобы устранить эти недостатки, Вице-министр регионального развития в прессе заявляет, что программа провалилась из-за того, что в программу были допущены крупные предприятия, что теперь они откажутся от субсидирования и перейдут на гарантирование микрокредитование.
 
Это полный абсурд!
Наши так называемые «крупные» предприятия по международным меркам относятся к среднему бизнесу. Сегодня любая производственная линия нормальной мощности в любой отрасли – стройматериалов, текстильной, пищевой и т.д. – стоит 2-3 млн. долларов. Если сюда добавить стоимость здания и другую инфраструктуру (склад, транспорт, мебель и т.д.) – то эти активы превысят критерии малого бизнеса.
Но все остальные предприятия, которые не имеют производственных мощностей – это торговля и услуги.
Поддерживая только торговлю, а не производство – мы поддержим импортные товары. Так уже получалось при антикризисной программе, когда 70% денег, выделенных на поддержку МСБ, ушли в сферу торговли. Практически, мы на свои деньги тогда поддержали иностранных производителей.
И опять хотим повторить тот результат.
Мы настаиваем на поддержке отечественных производителей. А это – производственный, значит средний и крупный бизнес.
 
Отказ от субсидирования кредитов – это отказ от самого эффективного инструмента программы. Спросите любого бизнесмена – все требуют именно эту поддержку.
Какой толк давать гарантии, если кредиты будут дорогими? Никто не пойдет за ними.
Фактически, озвученные предложения Минрегионразвития направлены не на реализацию Дорожной карты, а на то, чтобы сократить число предприятий, которые хотят в ней участвовать.
 
По микрокредитам мы много раз говорили. Это хороший инструмент борьбы с бедностью через развитие натурального хозяйства. На них можно купить две-три коровы и продавать молоко. Но на микрокредиты невозможно построить производительную экономику, поставить технологичную линию.
Микрокредиты появились в Южной Азии – Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш – чтобы чем-то занять миллионы безработных.
Но это не бизнес. С натурального хозяйства невозможно удерживать налоги, эти люди не делают отчисления в пенсионные фонды.
Кроме того, микрокредитованием всегда и везде занимаются частные негосударственные фонды. А у нас его отдали госорганам, поэтому создаются условия для коррупции и вымогательств.
А задача Дорожной карты бизнеса – поддержать именно бизнес, то есть тех предпринимателей, которые производят продукцию, дают работу другим, платят налоги, растут и расширяются.
 
2)                Как известно, недавно Президент наложил вето и вернул в парламент проект правительства по пенсионной реформе.
Н.Назарбаев тогда потребовал от правительства, чтобы эта реформа была обеспечена решением ряда других организационных вопросов, которые снизят социальные последствия.
Ещё при обсуждении пенсионной реформы, 8 апреля т.г. фракция ДПК «Ак жол» официально заявила, что «рассматривать повышение пенсионного возраста женщин возможно только при условии готовности правительства на конкретные меры по обеспечению занятости. Без создания тысяч и тысяч новых рабочих мест, расширения сотен предприятий в традиционно «женских» отраслях – текстильной, швейной, пищевой промышленности и сельского хозяйства – пенсионная реформа окажется «пустышкой».
Эту же позицию председатель партии А.Перуашев подтвердил 12 июня, при обсуждении законопроекта о пенсионной реформе с замечаниями Президента, на пленарном заседании Мажилиса.
Но вместо того, чтобы действительно поддержать «женские» отрасли, например, через введение дополнительных мер стимулирования, отраслевых ставок НДС – правительство наоборот, планирует исключить их из приоритетных отраслей ПФИИР (например, лёгкую промышленность) и лишить их даже той поддержки, которая была до сих пор.
Получается, в правительстве одна рука не знает, что делает другая: одной рукой отказываем женщинам в выходе на пенсию, а другой – лишаем их рабочих мест и средств к существованию.
Это наглядно показывает отсутствие в правительстве командной работы, взаимосвязанности принимаемых решений и сбалансированной социально-экономической политики.
 
3)                Но есть и позитивные примеры: Жамишев заявил, что не против сохранения прав граждан на бесплатные  10 соток – этого требовала наша фракция. И правильно, что запретят перепродавать. Это неплохо, но нужно, чтобы это были не просто слова, а чтобы правительство согласилось с аналогичными нашими поправками по законопроекту «О земле», где мы требовали убрать предложение правительства отказаться от 10 соток.
 
Уважаемые коллеги, все поднятые ДПК ‘ Акжол’ вопросы возникают вследствие обращений граждан в общественную приемную партии, на встрече с бизнес-структурами, особенно – в поездке по регионам и это только часть вопросов, которые мы озвучили.
Учитывая критику и общую работу правительства, ДПК «Акжол» справедливо дало оценку как самому инертному и слабому за всю историю правительству суверенного Казахстана.