19
Июль

“Ақ жол” раскритиковал ответ правительства на депутатский запрос о развитии энергетического машиностроения на фоне повышения тарифов

Обсудил с представителями отрасли ответ Правительства на депутатский запрос фракции «Ак жол» о необходимости организации производства энергетического оборудования. Вывод – чиновники не знают, плохо представляют (или не хотят знать) реальное положение дел, и вместо ответов на конкретные вопросы в очередной раз спрятались за общими рассуждениями и цифрами «вообще».

Например, нам сообщают, что «объем рынка машиностроительной продукции страны оценивается в 10 трлн тенге, из которых 1,5 трлн тенге (или 13,5%) приходится на долю отечественного производства».

Но мы спрашивали не об этом. К машиностроительной отрасли относятся различные подотрасли – производство нефтегазового или горнометаллургического оборудования, транспортное машиностроение (производство локомотивов, вагонов, ж/д стрелок и других механизмов) и т.д. Сюда же относится автомобилестроение, бьющее сегодня все рекорды по объёмам господдержки. Кстати, не сомневаюсь, что значительная часть из указанных 1,5 трлн тг приходится именно на автомобили, хотя из отечественного там пока только сварка и покраска кузова, и то не всегда. Всё остальное – сборка готовых крупных узлов.  

А про предмет нашего запроса – ёмкости рынка (раз уж начали с этого) собственно энергетического оборудования  – в ответе Правительства ни слова, ни цифры.

Далее. Премьер-Министр утверждает, что «Сегодня энергетическое машиностроение в стране представлено в основном производством двигателей и турбин».

Но наши коллеги-машиностроители разводят руками: о каких двигателях и турбинах made in Qazaqstan речь? А можно назвать поимённо, какие именно казахстанские предприятия и какие именно двигатели, плюс – какие именно турбины, производят? – спрашивают они. Тем более, что Правительство говорит об их производстве, как «основном», т.е. наиболее развитом. Если мы, или сами представители отрасли машиностроения, на мнение которых я опираюсь, ошибаемся – то хотелось бы узнать о таких прорывных производителях, познакомиться с ними, пожать руки.

Вообще-то, в Казахстане пока что был единственный завод по производству двигателей. Это было в Костанае, и очень давно, и те двигатели предназначались для техники, но никак не для энергетики. О турбинах: на алматинском «Гидромаше» (нынешний «Белкамит») когда-то производились турбины для ВПК; ремонт отдельных турбин наши заводы делают и сейчас, т.е. в принципе база (производственная, кадровая) имеется. Но для перехода к их полноценному промышленному производству нужны целенаправленные организационные меры, включая не только налоговую и кредитную поддержку, но и открытую информацию о потребностях каждого крупного субъекта энергетики, планах закупок, и т.д. То, что самим монополистам такая открытость не нужна – понятно и без объяснений. Закупать оборудование издалека, по заоблачным ценам (за которые платят потребители) и с головокружительными откатами – их любимая игра.

Поэтому требования открытости и местного содержания - это зона ответственности государства, к которому и обратились депутаты Демпартии «Ак жол». Но Правительство в своём ответе эти аспекты просто обошло стороной.

Третье. Правительство сообщает, что в настоящее время «совместно с отраслевыми ассоциациями и предприятиями разрабатывается Комплексный план развития машиностроительной отрасли на 2024-2028 годы, в котором … предусмотрены мероприятия по первоочередному использованию возможностей отечественных производителей энергетического машиностроения при модернизации, расширении действующих, а также строительстве новых энергообъектов, в том числе ВИЭ, внедрение в рамках политики «Тариф в обмен на инвестиции» встречных обязательств для энергетических предприятий по использованию отечественной продукции энергетического машиностроения при реконструкции и модернизации объектов энергетической инфраструктуры (сетей электроснабжения, тепловых сетей)».

Здесь вынужден отметить сразу два момента:

а) Указанный Комплексный план обсуждался на XI Форуме машиностроителей 11 мая т.г., где мне довелось вести панельную дискуссию, обсуждавшую этот самый план (https://t.me/peruash/8966). Так вот, на крайне тревожное выступление одного из «могикан» отрасли Павла Беклемишева-почему в проекте плана нашлось всего лишь три строчки (!) об энергетическом машиностроении и намерено ли государство его реально развивать на фоне тотального коллапса тепловой- и электро-энергетики, - не смогли ничего ответить ни вице-министр индустрии и инфраструктурного развития, ни минэкономики, ни «Байтерек», ни «Самрук-Казына», ни Фонд развития промышленности.  

Более того – именно поэтому фракция «Ак жол» и направила Правительству тот самый депутатский запрос, в ответе на который нам сообщают, будто «предусмотрены» некие «первоочередные мероприятия». После того Форума машиностроителей, в указанный Комплексный план вошли три пункта, они правильные, но довольно общего характера.

А главное – в ответе Премьера нет ни слова о том, какие конкретно мероприятия по организации производства энергетического оборудования добавились в План. Без конкретики этот ответ больше похож на отписку.

б) Готовившие ответ на наш вопрос сотрудники Мининдустрии и аппарата Правительства, по-видимому, не очень ориентируются в структуре экономики, отнеся к энергетическому машиностроению сети электро- и тепло-снабжения (см.конец приведённой выше цитаты из ответа), а также некоторое другое оборудование (аккумуляторы, трансформаторы, электрические шкафы и т.д.).

Между тем, энергетическое машиностроение - это отрасль производства промышленного оборудования для генерации энергии (тепловой, электрической или др). К нему относятся: турбины, котловые агрегаты, силовые машины (стационарные двигатели) и связанные с ними аппараты и устройства, участвующие в процессе выработки и отвода энергии  (регуляторы давления, подачи и горения топлива и т.д.).

Оборудование для дальнейшей передачи электроэнергии, её трансформации и распределения (трансформаторы, кабели, аккумуляторы и т.д.) относится к электротехнической отрасли машиностроения. Этот сектор, в отличие от энергетического машиностроения, представлен в нашей стране и успешно развивается, правда, опять-таки благодаря не чиновникам, а таким энтузиастам своего дела, как Сайдулла Кожабаев и его коллеги. Не случайно, в приводимом Правительством перечне отечественных предприятий, «изъявивших готовность принять участие в модернизации и строительстве объектов энергетической инфраструктуры», нет ни одного (!) производителя котловых агрегатов, генераторов, турбин или деталей к ним.  В одних случаях, это - производители теплообменников или запорной арматуры, в других – тех же трансформаторов  и шкафов управления. Всё это важно и нужно, но это не энергетическое машиностроение. Не думаю, что в аппарате правительства или МИИР совсем не понимают разницу, скорее всего такое расширенное толкование допущено ими, чтобы прикрыть пустоту в одном секторе экономики - достижениями в другом. Но ведь это и несерьёзно, и не по-государственному.

Или я переоцениваю наших чиновников?

Между тем, сразу после нашего запроса, владелец Alageum Electric – лидера сегодняшней электротехнической промышленности, написал мне: «Азат мырза, при правильной позиции госорганов, мы с удовольствием готовы наладить сборку комплексного оборудования для ТЭЦ».

Получается, их не слышат?

Наконец, говоря о государственной поддержке отрасли, уважаемый Премьер перечисляет налоговые и таможенные льготы, инфраструктуру, льготное финансирование по линии Фонда промышленности Казахстана.

Между тем, на указанном выше Форуме машиностроителей 11 мая мной были озвучены данные о том, что с момента создания ФРП подали заявки на его финансирование 10 предприятий отрасли машиностроения (не именно энергетического, а вообще), прошли все этапы согласований (это отдельная песня, сродни 9 кругам Данте) – два из них. Но ни один даже из этих двух так и не получил поддержки Фонда. https://t.me/peruash/8968

Поэтому наряду с перечнем льгот, было бы полезно узнать о том, сколько предприятий из запрашиваемого нами сегмента энергетического машиностроения смогли дотянуться до этих «пряников». Но таких данных нам не дают, возможно именно ввиду их отсутствия. Тогда зачем все остальные слова?

Правительство также оптимистично сообщает, что «На текущий год для кредитования обрабатывающего сектора предусмотрено 500 млрд тенге, где наибольшее количество заявок на финансирование подано машиностроительными предприятиями». Это действительно хорошая новость. Но ведь мы спрашивали о конкретном секторе: производстве энергетического оборудования.

Вполне допускаю, что сотни миллиардов из этих 500 млрд пошли на финансирование автосборочных заводов, сборки локомотивов, вагонов, буровых станций и горного оборудования. Всё это важно и нужно.

Но если не наладить отечественного производства котлов, генераторов, турбин и иже с ними – то следующей зимой и далее встанут не только Экибастуз и Риддер, а пол-страны. А до отопительного сезона осталось три месяца.

А собранные с населения и бизнеса по завышенным тарифам триллионы снова уйдут за рубеж, безо всякой долгосрочной пользы для энергетики, как уже было десять лет назад.

Правительство также отказалось пересматривать подходы к Соглашениям о промышленной сборке, но это отдельная песня, по которой выскажусь и продолжу спор позже.