Это ответ на депутатский запрос и законопроект Демпартии «Ак жол», с которым мы выступили 20 сентября т.г. (См: https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-razrabotala-i-napravila-na-kspertizu-pravitelstva-zakonoproekt-o-parlamentskom-rassledovanii).
Что можно сказать о таком ответе правительства?
Например то, что функции парламентского расследования есть не только у парламентских систем. Соседние Россия и Узбекистан - никак не парламентские страны, а президентские, даже супер-президентские. И тем не менее, там есть институт парламентского расследования и соответствующие законы.
США, где институт парламентского расследования применяется особенно широко - тоже не парламентская, а президентская система, даже классическая президентская. Там даже премьер-министра нет, исполнительной властью управляет президент и его администрация. Но тоже есть парламентское расследование, и т.д.
Так что ответ премьера скорее говорит о нежелании нашего правительства быть подотчетным перед парламентом, согласно формуле президента К.Токаева «Сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство», которая стала символом конституционной реформы.
Исполнительная власть хочет работать как прежде и никак не может согласиться, что времена меняются. Мы знаем, что неприятие перемен естественно для чиновников. И готовы обсуждать и объяснять нашу позицию дальше, как восемь лет спорили по закону «О парламентской оппозиции», который был принят только после прямого поручения главы государства. Перемены неизбежны.