В пятницу, по просьбе руководства
предприятия, вместе с председателем филиала Демпартии «Ак жол» Мираш
Шынасиловой посетили завод «Лукойл Лубрикантс Централ Азия» в Илийском районе
Алматинской области.
Завод был запущен в 2019 году в рамках
специального инвестиционного контракта и производит более 800 наименований
смазочных материалов для автомобильной, промышленной, горной техники и другого
оборудования. Доля этого производителя на рынке Казахстана превышает 25%.
Ознакомились с технологическим процессом,
нужно отметить высокую оснащенность и 100% автоматизацию работ.
С руководителями компании обсудили
проблемы, с которыми сталкивается предприятие.
В частности, возникли споры с местными
исполнительными органами по земельным вопросам, кроме того, появились претензии
со стороны КТЖ к ж/д путям, построенным самим предприятием (КТЖ настойчиво
«просит» передать их себе, причём безвозмездно).
Это уже не первый подобный случай, ранее
мы также обращали внимание (включая депутатские запросы) на аналогичные
ситуации, где КТЖ, используя адмресурс государства, захватывает собственность
частных предприятий, повторяя скандальную практику ЦТС.
После многолетних споров и только по
прямому поручению президента К.Токаева, та вакханалия ЦТС была пресечена. Но
как видим, аппетиты квазигосчиновников никуда не делись. Ауру кетсе де, әдет
кетпеді.
Зам.гендиректора «Lukoil Lubricants”
Гульмира Нуртаева с коллегами также поделились причинами недозагруженности
производства (при мощности 100 тыс тн/год выпускается лишь 35 тыс тн).
Один из главных сдерживающих факторов -
сдерживание экспорта
введённой экспортной пошлиной, хотя завод
целенаправленно строился у трассы «Западная Европа-Западный Китай», с расчетом
на рынки Китая и ЦА.
Компания просит рассмотреть возможность
отмены экспортной пошлины, чтобы продукция могла свободно выходить на внешние
рынки.
Что касается внутреннего рынка, то здесь
основной конкурент (производящий аналогичную продукцию в Шымкенте), получает
мощную поддержку со стороны государства: освобождение от утилизационного сбора,
а также преимущества при закупках нацкомпаний.
В то же время продукция завода «Лукойл
Лубрикантс Централ Азия», являясь такой же казахстанской, облагается
утильсбором и сталкивается с барьерами при выходе на рынок. Компания просит
обеспечить честную конкуренцию на рынке: либо их также освободить от
утильсбора, либо удерживать этот сбор и с конкурентов, на равных условиях.
Тем не менее продукция завода, за счёт
высокого качества пользуется стабильным спросом у крупнейших промышленных
корпораций, таких как «Казахмыс», «Qarmet», а также востребована у розничных
дилеров.
Обсудили ряд других тем, включая новый
Налоговый кодекс, где введение авансовых платежей по НДС, по мнению наших
собеседников, будет постоянно провоцировать финансовый разрыв, и т.д.
По всем озвученным вопросам попросил
подготовить официальное обращение на фракцию «Ак жол» в Мажилис Парламента.
Будем прорабатывать эти вопросы совместно с уполномоченными государственными
органами.




