02
Сентября

Комментарии Азата Перуашева к Посланию Главы государства от 2 сентября 2024 года

Сегодняшнее Послание получилось обширным и  многоплановым, впрочем, как и почти все системные выступления Президента К.Токаева в последние годы. Этот стиль даёт возможность увидеть глазами Главы государства комплексную картину того, где мы находимся сегодня и куда будем двигаться в ближайшей перспективе.

Несмотря на в целом оптимистичный тон выступления, некоторым чиновникам в центре и на местах явно пришлось напрягаться после сдержанных реплик Президента.

 

Показательно, что первой и наиболее подробно охваченной темой оказалась экономическая сфера. Так, Касым-Жомарт Кемелевич вновь отметил необходимость справедливого вклада в бюджет страны со стороны банковского сектора и необходимость дифференцированного налогообложения в этой связи.

Категорически поддерживаем такой подход и вынуждены напомнить, что ранее против него высказывалось руководство АРРФР, в связи с чем 26 июня т.г. мы даже делали вывод о лоббировании агентством интересов банков в ущерб государственным приоритетам (https://t.me/peruash/116977).

Сегодня Президент поставил точку в этой дискуссии.

Более того, одновременно он потребовал от банков увеличить кредитование экономики, и в этой связи поручил Правительству и Нацбанку проработать соответствующие меры.

 

В то же время, возвращаясь к проекту Налогового кодекса, К.Токаев ещё раз обратил внимание  на необходимость сделать его понятным для применения. Напомню, в подготовленном на сегодня проекте Кодекса, к прежним статьям  добавилось почти 100 новых, что отнюдь не делает его доступнее для понимания. Критика Демпартии «Ак жол» в отношении этого документа была высказана нами на Пленуме Нацсовета партии с участием вице-премьера и министра нацэкономики Н.Байбазарова 1 июля т.г. (подробнее можно смотреть здесь: https://t.me/peruash/11699).

Кроме того, Касым-Жомарт Кемелевич очень верно обозначил самое больное место налоговой политики, когда сказал, что «Налоговый кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам». Сегодня по факту налоговики в основном «кошмарят» легальный бизнес, который добросовестно показывает все обороты и оплачивает нужные платежи. Именно к таким предпринимателям, в результате широкого распространения практики признания сделок недействительными, фактически  применяется повторное налогообложение, тогда как действительных мошенников, инициаторов таких манипуляций никто даже не ищет. Уверен, что упрощение и «обеление» налогового администрирования является самой важной и наиболее чувствительной задачей Кодекса.

Поручение Президента «Осуществить тотальную цифровизацию администрирования» как раз в этом ключе. Знаем, что налоговые органы движутся в данном направлении, не так давно КГД Минфин провел презентацию мониторинга электронных счетов-фактур, которое позволит заблаговременно выявлять подозрительные (необеспеченные ресурсами или товаром) сделки. Программа требует безусловной доработки, но само направление правильное. Уверен, что сегодняшнее Послание придаст хороший импульс этой работе.

Также позитивные и выигрышные для предпринимателей подходы озвучены в части налоговых проверок, налоговой задолженности, налоговых режимов, налоговой поддержки реинвестиций, экспорта переработанной продукции и др.

Видимо, учитывая сложность документа, необходимость его всесторонней проработки, а также активно высказываемые опасения бизнес-сообщества, К.Токаев перенёс его принятие на следующий год. Это крайне важная отсрочка (но не передышка!), которая позволяет искать правильные решения в интересах экономики и государства. Думаю, будет уместным поблагодарить Президента за понимание ситуации и возможность продолжить дискуссию без давления сроков. Это означает не «неспешность», а напротив – максимальное погружение в предмет закона.

 

Глава государства критически оценил работу Инвестиционного штаба при Правительстве, заметив, что «некоторые акимы и министры не занимаются привлечением инвесторов должным образом» и поручил «навести порядок в это вопросе». Трудно не согласиться с такой оценкой, учитывая аналогичные задачи, ставившиеся в ходе заседания Правительства 7 февраля и в Указе «О либерализации экономики». Конкретные примеры неповоротливости и даже равнодушия госорганов к инвесторам и их проектам регулярно поднимались нами в выступлениях в Парламенте и депутатских запросах фракции «Ак жол».

В этом же ключе следует рассматривать слова Касым-Жомарта Кемелевича о неэффективном управлении госпредприятиями. В частности, он потребовал системного подхода в вопросах финансовых взаимоотношений между госхолдингами и государством. Напомню, на вопиющие диспропорции в этой сфере указывала фракция «Ак жол», оценивая исполнение бюджета Правительством за 2023 год. Тогда мы обращали внимание, что квазигоспредприятия направляют в бюджет лишь около 10% прибыли, хотя финансируются на средства государства.

Глава государства напомнил и о своём поручении развивать средний бизнес и потребовал нарастить его долю с нынешних 7% до 15%. «Пакетных мер по увеличению среднего бизнеса до сих пор нет» - констатировал Президент. Надо полагать, эту задачу следует рассматривать вкупе с сокращением госучастия в экономике, поддержкой МСБ и проработкой системных шагов по раскрытию промышленного потенциала отечественных производителей, о чём также говорил Касым-Жомарт Кемелевич.

Считаю нужным отметить, что и позиция Демпартии «Ак жол» по этим вопросам довольно близка к оценкам Президента (см.например: https://www.caravan.kz/news/deputat-azat-peruashev-vyskazalsya-o-perspektivakh-razvitiya-promyshlennosti-kazakhstana-1015765/).

 

Как важный фактор деловой и инвестиционной активности, он подчеркнул обязанность Правительства и Генеральной прокуратуры работать по жалобам предпринимателей на незаконные действия чиновников и устранять подобные негативные явления.

 

Нельзя не отметить ряд других крупных задач, поставленных в Послании по развитию нефтегазохимии, металлургии, машиностроения; инфраструктурных секторах (энергетике, транспорте, логистике), возврату незаконно выведенных активов и др.

Наиболее резонансными же, судя по всему, стали решения о назначении референдума по строительству АЭС (который назначен на 6 октября т.г.) и по переходу к полной выборности акимов районов и областных центров.

 

Говоря о референдуме, Касым-Жомарт Кемелевич отметил, что речь идёт о практической реализации принципа «Слышащего государства». «Мы должны думать о будущем» - добавил он и это весомый аргумент на фоне общего разворота развитых стран к атомной энергетике.

Исходя из данного решения, Демпартия «Ак жол» в ближайшее время соберёт Национальный совет партии для выработки нашей позиции по вопросу АЭС. На пленум приглашён министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев, который уже подтвердил своё участие, согласовываем дату заседания.

 

В ходе выступления Глава государства неоднократно обращался к Парламенту и депутатам, призывая законодательную власть разделять свою долю ответственности за судьбу нации. Для нас, как партии отечественных промышленников и предпринимателей, это означает большие вызовы и большую работу в новом политическом сезоне.