28
Января

Комментарий А.Перуашева по сегодняшнему выступлению К.Токаева

Поручение Президента К.Токаева о пересмотре условий СРП можно назвать историческим

Выступление Президента К.Токаева на сегодняшнем заседании Правительства затронуло максимально широкий спектр вопросов экономической повестки.

Нужно особо отметить общий позитивный посыл этого выступления, когда наряду с критикой конкретных пробелов, прозвучала и достойная оценка достигнутых результатов, и мотивация к масштабному продвижению вперёд.

Так, Глава государства отметил работу Инвестиционного штаба, что позволило обеспечить 6%-ный рост обрабатывающей промышленности; оценил успехи электронного Правительства и электронных госуслуг; рекордный урожай 2024 года и стабильный рост в сельском хозяйстве и др.

● Из поручений Президента для Демпартии «Ак жол» наиболее знаковыми можно назвать требование улучшить инвестиционный климат, принимать меры по устранению излишней бюрократии.

В частности - предусмотреть дополнительный набор преференций и мер защиты для инвесторов, причём как иностранных, так и к отечественных.

● Глава государства отметил необходимость синхронизировать запуск крупных промышленных проектов с возвратом незаконно выведенных активов. Если речь идёт о том, чтобы использовать возвращаемые от клептократов миллиарды не только на социальные проекты, но и для инвестиций в экономику – это было бы важным фактором, позволяющим расширить промышленный каркас экономики и регенерировать доходы в бюджет не в разовом порядке, а на постоянной основе.

● Очень важным считаем инициативу Касым-Жомарта Кемелевича подготовить план работы с каждым перспективным средним предприятием. Доля среднего бизнеса критически снизилась в структуре экономики, в том числе из-за искусственного дробления предприятий в поисках комфортных налоговых условий. Между тем, именно средний бизнес устойчиво демонстрирует и внедрение современных технологий, и эффективность для бюджета: так, по данным Высшей аудиторской палаты, за последние три года доля ИП среди субъектов предпринимательства выросла с 63% до 82%, тогда как доля среднего предпринимательства снизилась до 1,3%.

Вместе с тем, налоговые поступления от среднего бизнеса выросли до 3% в ВВП, что свидетельствует о повышенной эффективности среднего бизнеса.

Поэтому поставленная задача безусловно будет работать на экономику и бюджет, а в долгосрочном плане – и на правильное изменение структуры экономики.

● Поручение Президента К.Токаева о пересмотре условий Соглашений о разделе продукции (СРП) при их продлении, вообще правильнее всего назвать историческим, поскольку оно подводит черту под тем этапом, когда на заре Независимости Казахстан привлекал иностранных инвесторов на непрозрачных и достаточно спорных условиях.

Данный шаг – не просто восстановление справедливости, но и принципиальное продвижение национальных интересов нашего народа, как законного хозяина земли и недр на своей территории.

Считаю нужным напомнить, что первый депутатский запрос о необходимости раскрытия и пересмотра условий СРП фракция «Ак жол» направила Правительству 22 июня 2022 г., сразу после референдума по Конституции, когда и была внесена норма о принадлежности земли и недр народу Казахстана (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-raskrvat-pered-obshtestvom-usloviia-kontraktov-na-dobchu-neftegazovh-resursov-rud-cvetnh-i-chernh-metallov-s-krupnmi-inostrannmi-investorami ).

Затем мы неоднократно возвращались к данной теме, в том числе в рамках возврата незаконных активов коррумпированных чиновников (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-proverit-zakliuchenne-v-90-h-godah-soglasheniia ), однако Правительство и даже Конституционный суд неизменно отвечали отказом.

Сегодня этот лёд сломан.

● Абсолютно логично ложатся в курс либерализации экономики поручения Правительству по выработке новых стандартов тарифной политики. Государство должно поддерживать бедных и калек, но общество в целом должно жить в условиях рыночной экономики. И не случайно Президент указывает на культуру экономного потребления ресурсов, включая водосбережение.

● Важной чертой требований К.Токаева становится повсеместное использование цифровых инструментов и искусственного интеллекта. Такие задачи поставлены им в сфере строительства, логистики, нацкомпаний, госуправления и т.д. Может показаться, что Глава государства предвосхищает события, но в том и заключается его роль – вовлекать Казахстан в общецивилизационные процессы, ориентировать госаппарат и бизнес на передовые примеры и технологии. 

● Относительно предложения по строительству второй АЭС и разработки долгосрочного плана развития атомной энергетики – могу подтвердить, что многочисленные встречи и обсуждения энергодефицита с отечественными промышленниками ещё в период подготовки к референдуму по АЭС, показывали необходимость развития данного направления как цельной отрасли, а не отдельно взятого объекта. И хотя здесь тоже данное поручение опережает строительство первой АЭС, оно продиктовано требованиями времени и технологий.

Категорически разделяем обеспокоенность Президента К.Токаева ситуацией в налоговой и бюджетной сфере, а также низкой бюджетной дисциплиной, когда госорганы регулярно нарушают собственные же бюджетные правила и ковенанты (в частности, по изъятиям из Нацфонда и привлечению внешних займов), на что постоянно обращает внимание фракция «Ак жол» при рассмотрении бюджета (см.например: https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-ne-podderzhala-proekt-biudzheta-na-2025-2027-god; https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-zhestko-raskritikovala-otchet-pravitelstva-i-progolosovala-protiv-ego-priniatiia и т.д.).

Именно эти нарушения зачастую служат причиной нашего несогласия с правительственными отчётами и проектами.

Наведение порядка в данной сфере, жёсткое соблюдение бюджетной дисциплины, как требует Президент, должно привести к рачительному использованию государственных средств и преодолению бюджетного дефицита.

● Также солидарны с Главой государства в части устаревших методов сдерживания инфляции, а также необходимости тесной координации экономической политики Правительства и Нацбанка. Депутатский запрос о таком взаимодействии фракция «Ак жол» направила ровно неделю назад (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/bazovaia-stavka-ili-bazovaia-oshibka-kuda-vedt-politika-nacbanka).

● Среди мер поддержки бизнеса Касым-Жомарт Кемелевич обозначил важность кредитования реального сектора, как одного из драйверов экономики. При этом он отметил ключевое препятствие вопроса - нехватку залогового обеспечения.

Выдвинутая Президентом инициатива – расширение инструментов гарантирования займов, а также создание гарантийного фонда, за счет ежегодных взносов банков, корпораций, центральных и местных органов власти – крайне интересна. В сельском хозяйстве уже есть опыт кредитных товариществ, том числе и не очень успешный. С другой стороны, гарантирование займов по линии фонда «Даму» с участием местных акиматов, напротив, показало хороший эффект.

Глава государства указал болевую точку и метод её решения. Нужно внимательно проработать, в случае успеха одним системным барьером инвестиций в экономику станет меньше.

● Также не могу обойти внимание предложение Правительства повысить НДС до 20% и снизить порог применения НДС с 78 до 15 млн тг/год. Фракция «Ак жол», защищая интересы отечественных промышленников и производителей, однозначно будет спорить с этим предложением.

Президент К.Токаев поддержал необходимость налоговой реформы, обозначив при этом приоритетную задачу «сократить трансферты из Нацфонда и усилить его сберегательную функцию» Кроме того, в ходе аналогичного заседания Правительство 7 февраля 2024 года, он подчеркнул, что «в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрёл другую сущность».

Поэтому думаю, что дискуссия по НДС должна дать старт обсуждению всех ключевых вопросов налоговой реформы.