Поручение Президента К.Токаева о пересмотре условий СРП можно назвать историческим
Выступление Президента К.Токаева на сегодняшнем
заседании Правительства затронуло максимально широкий спектр вопросов
экономической повестки.
Нужно особо отметить общий позитивный посыл этого
выступления, когда наряду с критикой конкретных пробелов, прозвучала и
достойная оценка достигнутых результатов, и мотивация к масштабному продвижению
вперёд.
Так, Глава государства отметил работу
Инвестиционного штаба, что позволило обеспечить 6%-ный рост обрабатывающей
промышленности; оценил успехи электронного Правительства и электронных
госуслуг; рекордный урожай 2024 года и стабильный рост в сельском хозяйстве и
др.
● Из поручений Президента для Демпартии «Ак жол»
наиболее знаковыми можно назвать требование улучшить инвестиционный климат,
принимать меры по устранению излишней бюрократии.
В частности - предусмотреть дополнительный набор преференций и мер защиты для инвесторов, причём как иностранных, так и к отечественных.
● Глава государства отметил необходимость синхронизировать запуск крупных промышленных проектов с возвратом незаконно выведенных активов. Если речь идёт о том, чтобы использовать возвращаемые от клептократов миллиарды не только на социальные проекты, но и для инвестиций в экономику – это было бы важным фактором, позволяющим расширить промышленный каркас экономики и регенерировать доходы в бюджет не в разовом порядке, а на постоянной основе.
● Очень важным считаем инициативу Касым-Жомарта
Кемелевича подготовить план работы с каждым перспективным средним предприятием.
Доля среднего бизнеса критически снизилась в структуре экономики, в том числе
из-за искусственного дробления предприятий в поисках комфортных налоговых
условий. Между тем, именно средний бизнес устойчиво демонстрирует и внедрение
современных технологий, и эффективность для бюджета: так, по данным Высшей
аудиторской палаты, за последние три года доля ИП среди субъектов предпринимательства
выросла с 63% до 82%, тогда как доля среднего предпринимательства снизилась до
1,3%.
Вместе с тем, налоговые поступления от среднего
бизнеса выросли до 3% в ВВП, что свидетельствует о повышенной эффективности
среднего бизнеса.
Поэтому поставленная задача безусловно будет работать на экономику и бюджет, а в долгосрочном плане – и на правильное изменение структуры экономики.
● Поручение Президента К.Токаева о пересмотре
условий Соглашений о разделе продукции (СРП) при их продлении, вообще
правильнее всего назвать историческим, поскольку оно подводит черту под тем
этапом, когда на заре Независимости Казахстан привлекал иностранных инвесторов
на непрозрачных и достаточно спорных условиях.
Данный шаг – не просто восстановление
справедливости, но и принципиальное продвижение национальных интересов нашего
народа, как законного хозяина земли и недр на своей территории.
Считаю нужным напомнить, что первый депутатский запрос о
необходимости раскрытия и пересмотра условий СРП фракция «Ак жол» направила
Правительству 22 июня 2022 г., сразу после референдума по Конституции, когда и
была внесена норма о принадлежности земли и недр народу Казахстана (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-raskrvat-pered-obshtestvom-usloviia-kontraktov-na-dobchu-neftegazovh-resursov-rud-cvetnh-i-chernh-metallov-s-krupnmi-inostrannmi-investorami ).
Затем мы неоднократно возвращались к данной теме, в
том числе в рамках возврата незаконных активов коррумпированных чиновников (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-proverit-zakliuchenne-v-90-h-godah-soglasheniia ), однако
Правительство и даже Конституционный суд неизменно отвечали отказом.
Сегодня этот лёд сломан.
● Абсолютно логично ложатся в курс либерализации экономики поручения Правительству по выработке новых стандартов тарифной политики. Государство должно поддерживать бедных и калек, но общество в целом должно жить в условиях рыночной экономики. И не случайно Президент указывает на культуру экономного потребления ресурсов, включая водосбережение.
● Важной чертой требований К.Токаева становится повсеместное использование цифровых инструментов и искусственного интеллекта. Такие задачи поставлены им в сфере строительства, логистики, нацкомпаний, госуправления и т.д. Может показаться, что Глава государства предвосхищает события, но в том и заключается его роль – вовлекать Казахстан в общецивилизационные процессы, ориентировать госаппарат и бизнес на передовые примеры и технологии.
● Относительно предложения по строительству второй АЭС и разработки долгосрочного плана развития атомной энергетики – могу подтвердить, что многочисленные встречи и обсуждения энергодефицита с отечественными промышленниками ещё в период подготовки к референдуму по АЭС, показывали необходимость развития данного направления как цельной отрасли, а не отдельно взятого объекта. И хотя здесь тоже данное поручение опережает строительство первой АЭС, оно продиктовано требованиями времени и технологий.
●Категорически разделяем обеспокоенность Президента
К.Токаева ситуацией в налоговой и бюджетной сфере, а также низкой бюджетной
дисциплиной, когда госорганы регулярно нарушают собственные же бюджетные
правила и ковенанты (в частности, по изъятиям из Нацфонда и привлечению внешних
займов), на что постоянно обращает внимание фракция «Ак жол» при рассмотрении
бюджета (см.например: https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-ne-podderzhala-proekt-biudzheta-na-2025-2027-god; https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-zhestko-raskritikovala-otchet-pravitelstva-i-progolosovala-protiv-ego-priniatiia и т.д.).
Именно эти нарушения зачастую служат причиной нашего
несогласия с правительственными отчётами и проектами.
Наведение порядка в данной сфере, жёсткое соблюдение бюджетной дисциплины, как требует Президент, должно привести к рачительному использованию государственных средств и преодолению бюджетного дефицита.
● Также солидарны с Главой государства в части устаревших методов сдерживания инфляции, а также необходимости тесной координации экономической политики Правительства и Нацбанка. Депутатский запрос о таком взаимодействии фракция «Ак жол» направила ровно неделю назад (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/bazovaia-stavka-ili-bazovaia-oshibka-kuda-vedt-politika-nacbanka).
● Среди мер поддержки бизнеса Касым-Жомарт Кемелевич
обозначил важность кредитования реального сектора, как одного из драйверов
экономики. При этом он отметил ключевое препятствие вопроса - нехватку
залогового обеспечения.
Выдвинутая Президентом инициатива – расширение
инструментов гарантирования займов, а также создание гарантийного фонда, за
счет ежегодных взносов банков, корпораций, центральных и местных органов власти
– крайне интересна. В сельском хозяйстве уже есть опыт кредитных товариществ,
том числе и не очень успешный. С другой стороны, гарантирование займов по линии
фонда «Даму» с участием местных акиматов, напротив, показало хороший эффект.
Глава государства указал болевую точку и метод её решения. Нужно внимательно проработать, в случае успеха одним системным барьером инвестиций в экономику станет меньше.
● Также не могу обойти внимание предложение
Правительства повысить НДС до 20% и снизить порог применения НДС с 78 до 15 млн
тг/год. Фракция «Ак жол», защищая интересы отечественных промышленников и
производителей, однозначно будет спорить с этим предложением.
Президент К.Токаев поддержал необходимость налоговой
реформы, обозначив при этом приоритетную задачу «сократить трансферты из
Нацфонда и усилить его сберегательную функцию» Кроме того, в ходе аналогичного
заседания Правительство 7 февраля 2024 года, он подчеркнул, что «в
реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрёл другую
сущность».
Поэтому думаю, что дискуссия по НДС должна дать
старт обсуждению всех ключевых вопросов налоговой реформы.