(тезисы
выступления на пленарном заседании Мажилиса)
Уважаемые коллеги.
● Считаем нужным напомнить, что в послании
2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» президент К.Токаев
обозначил несколько важных подходов, цитирую:
«На
текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного
каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности».
«Через новую промышленную политику нам предстоит
перейти к качественно другой модели
развития» - цитата окончена.
● Но по факту, в предложенном проекте
бюджета не произошло особых изменений ни в направлениях, ни в инструментах
бюджетной политики.
Да, по некоторым параметрам меняются
проценты, и то не всегда в лучшую сторону.
Но менять нужно не отдельные проценты, а базовые подходы, экономическую модель, как сказал президент.
● Вместо
этого мы видим проедание Национального фонда.
Если увеличение изъятий в текущем году ещё
можно оправдать восстановлением ущерба от небывалых паводков, то дальнейшие
трансферты вызывают определённые сомнения.
Так, в 2025 г. планируется привлечь целевой трансферт в размере 3 трлн 300 млрд тенге.
Напомню, что при обсуждении трёхлетнего
бюджета ровно год назад мы с вами, уважаемые коллеги, поддержали план
правительства с 2025 года полностью
отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда. В утверждённом
нами тогда бюджете в этой графе на 2025 и 2026 годы стоит цифра 0.
А теперь вдруг не ноль, а сразу 3,3 триллиона затрат.
● Между тем, ст.23 Бюджетного кодекса РК
допускает использование целевых трансфертов из Нацфонда только в двух случаях: для финансирования антикризисных программ в
период спада экономики, или для социальных программ и стратегических
инфраструктурных проектов при
отсутствии альтернативных источников их финансирования.
Но правительство не заявляло о наличии
антикризисной программы, как не заявляло и о наличии кризиса, который наблюдают
все остальные.
А альтернативные источники финансирования, на наш взгляд, имеются и об этом фракция «Ак жол» говорит при каждом обсуждении бюджета – от требований раскрыть и пересмотреть условия СРП по крупнейшим нефтегазовым проектам, справедливому налогообложению банков – и до адекватного вклада в бюджет со стороны квазигоссектора и нацкомпаний, хотя бы на уровне 70% от прибыли вместо нынешних 10-12%.
Другой момент – также в прошлом году мы
утвердили планы правительства в 2025 году обеспечить накопление активов
Нацфонда в размере 80,7 млрд долларов США.
А теперь нам предлагают согласиться, что в 2025 г. Нацфонд будет иметь не
80,7 а 62,2 млрд, т.е. на 18,5 млрд долларов меньше.
Но не раскрывается, куда исчезли эти 18,5 млрд долларов, почему Нацфонд их недосчитался и кто персонально за это отвечает?
● Да, можно сослаться, что проект бюджета
в прошлом году формировало другое правительство, но фракцию «Ак жол» такие
объяснения не устраивают. Независимо
от фамилий министров, экономическая политика государства должна быть
последовательной и поступательной, тем более, что и предыдущее, и
нынешнее правительства состоят из одной и той же партии.
Тем более, что ежегодные Послания президента, на которые опирается правительство, не отменяют, а дополняют и развивают друг друга.
● Также вызывают вопросы темпы роста совокупного государственного
долга.
Расходы на обслуживание займов в 2025 году увеличатся сразу на 20% и составят 6 трлн 100 млрд. Это 38% от всех доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов из Национального фонда), что повышает риски платежеспособности государства.
Между тем, в долг берёшь чужие деньги и на
время, а отдавать придётся свои и навсегда.
При этом, в проекте бюджета не
раскрывается информация, по какой
ставке, на какой срок, из каких источников планируется привлекать заёмные
средства, что свидетельствует о непрозрачности заимствований в том числе на
покрытие дефицита бюджета.
Как и в случае с Нацфондом, предложение узаконить такой подход вызывает обоснованные сомнения.
● Демпартию «Ак жол» особенно настораживает нарастающий разрыв между ростом расходов на безвозвратные затраты и - сокращением финансирования, формирующего доходную базу бюджета.
Так, расходы на социальную сферу
предлагается увеличить на 15% - с 9,9 трлн в 2024 г., до 11,4 трлн в 2027 г;
А финансирование реального сектора,
напротив, предлагается
сократить почти на 30% - с 3,1 трлн до 1,8 трлн.
Всё это противоречит базовым принципам
экономики: наращивание расходов без симметричного роста производства – это инфляционная бомба и закрепление
импортозависимости.
Значит, и Нацбанк продолжит задирать базовую ставку, проценты по кредитам останутся грабительскими, инвестиции останутся нерентабельными, а курс тенге останется нестабильным.
На наш взгляд, всё это мало соответствует задачам формирования прочного промышленного каркаса, обеспечения экономической самодостаточности или перехода к качественно другой модели развития, о чём говорил президент.
Кроме того, естественным следствием такого расхождения бюджетной политики станет дальнейшее нарастание социального разрыва между богатыми и бедными.
● Очень
парадоксальными и труднообъяснимыми выглядят подходы в поддержке МСБ.
Так, на кредитование приоритетных проектов
(по программе 087) финансирование увеличивается со 198 млрд тг в 2025 г до 263
млрд тг в 2027 г., т.е. более чем на 30%.
В то же время, количество субъектов предпринимательства, получающих меры
финансовой поддержки предложено сократить с почти 7 тысяч субъектов в текущем
году 2024 г. – до одной тысячи в 2025 г. И до 1300 в 2027 – т.е. сразу в 6 раз!
Это противоречие имело бы какое-то
объяснение, если бы речь шла о переходе к финансированию особо прорывных и
мощных предприятий.
Но такое предположение опровергается планами по созданию новых рабочих мест этими самыми предприятиями – от 3 тыс в текущем году до 1100 рабочих мест в 2027 г. – получается менее 1 нового рабочего места на одно профинансированное предприятие.
Это явно не какие-то особо значимые
проекты, а точно такие же, как и прежде. Но теперь поддержку получат не 7 тысяч
предпринимателей, а только 1 тысяча, зато в деньгах они получат в 7 раз больше.
Такая «избирательность» создаёт неконкурентные условия и нуждается в настройке регулирования программы, которая в документе отсутствует.
В целом в предложенном документе очевиден не только дефицит идей, но и дефицит воли что-то реально менять.
● Мы видим усилия Правительства, которые
приносят позитивные результаты в ряде отраслей, о чём например, сообщалось на
вчерашнем заседании Правительства.
Однако отмеченные выше противоречия позволяют предположить, что эти результаты достигаются во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам, залогом чего выступает упорство и предприимчивость бизнеса.
● Исходя из изложенного, фракция «Ак жол» не может поддержать
предложенный проект бюджета.
При этом надеемся, что практическая работа Правительства будет более эффективной, чем это изложено в проекте на бумаге.
Благодарю за внимание.