30
Октября

Фракция «Ак жол» не поддержала проект бюджета на 2025-2027 годы

(тезисы выступления на пленарном заседании Мажилиса)

Уважаемые коллеги.

● Считаем нужным напомнить, что в послании 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» президент К.Токаев обозначил несколько важных подходов, цитирую:

«На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности».

«Через новую промышленную политику нам предстоит перейти к качественно другой модели развития» - цитата окончена.

● Но по факту, в предложенном проекте бюджета не произошло особых изменений ни в направлениях, ни в инструментах бюджетной политики.

Да, по некоторым параметрам меняются проценты, и то не всегда в лучшую сторону.

Но менять нужно не отдельные проценты, а базовые подходы, экономическую модель, как сказал президент.

● Вместо  этого мы видим проедание Национального фонда.

Если увеличение изъятий в текущем году ещё можно оправдать восстановлением ущерба от небывалых паводков, то дальнейшие трансферты вызывают определённые сомнения.

Так, в 2025 г. планируется привлечь целевой трансферт в размере 3 трлн 300 млрд тенге.

Напомню, что при обсуждении трёхлетнего бюджета ровно год назад мы с вами, уважаемые коллеги, поддержали план правительства с 2025 года полностью отказаться  от целевых трансфертов из Нацфонда. В утверждённом нами тогда бюджете в этой графе на 2025 и 2026 годы стоит цифра 0.

А теперь вдруг не ноль, а сразу 3,3 триллиона затрат.

● Между тем, ст.23 Бюджетного кодекса РК допускает использование целевых трансфертов из Нацфонда только в двух случаях: для финансирования антикризисных программ в период спада экономики, или для социальных программ и стратегических инфраструктурных проектов  при отсутствии альтернативных источников их финансирования.

Но правительство не заявляло о наличии антикризисной программы, как не заявляло и о наличии кризиса, который наблюдают все остальные.

А альтернативные источники финансирования, на наш взгляд, имеются и об этом фракция «Ак жол» говорит при каждом обсуждении бюджета – от требований раскрыть и пересмотреть условия СРП по крупнейшим нефтегазовым проектам, справедливому налогообложению банков – и до адекватного вклада в бюджет со стороны квазигоссектора и нацкомпаний, хотя бы на уровне 70% от прибыли вместо нынешних 10-12%.

Другой момент – также в прошлом году мы утвердили планы правительства в 2025 году обеспечить накопление активов Нацфонда в размере 80,7 млрд долларов США.

А теперь нам предлагают согласиться, что в 2025 г. Нацфонд будет иметь не 80,7 а 62,2 млрд, т.е. на 18,5 млрд долларов меньше.

Но не раскрывается, куда исчезли эти 18,5 млрд долларов, почему Нацфонд их недосчитался и кто персонально за это отвечает?

● Да, можно сослаться, что проект бюджета в прошлом году формировало другое правительство, но фракцию «Ак жол» такие объяснения не устраивают. Независимо от фамилий министров, экономическая политика государства должна быть последовательной и поступательной, тем более, что и предыдущее, и нынешнее правительства состоят из одной и той же партии.

Тем более, что ежегодные Послания президента, на которые опирается правительство, не отменяют, а дополняют и развивают друг друга.

● Также вызывают вопросы темпы роста совокупного государственного долга.  

Расходы на обслуживание займов в 2025 году увеличатся сразу на 20% и составят 6 трлн 100 млрд. Это 38% от всех доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов из Национального фонда), что повышает риски платежеспособности государства.

Между тем, в долг берёшь чужие деньги и на время, а отдавать придётся свои и навсегда.

При этом, в проекте бюджета не раскрывается информация, по какой ставке, на какой срок, из каких источников планируется привлекать заёмные средства, что свидетельствует о непрозрачности заимствований в том числе на покрытие дефицита бюджета.

Как и в случае с Нацфондом, предложение узаконить такой подход  вызывает обоснованные сомнения.

● Демпартию «Ак жол» особенно настораживает нарастающий разрыв между ростом расходов на безвозвратные затраты и - сокращением финансирования, формирующего доходную базу бюджета.

Так, расходы на социальную сферу предлагается увеличить на 15% - с 9,9 трлн в 2024 г., до 11,4 трлн в 2027 г;

А финансирование реального сектора, напротив, предлагается

сократить почти на 30% - с 3,1 трлн до 1,8 трлн.

Всё это противоречит базовым принципам экономики: наращивание расходов без симметричного роста производства – это инфляционная бомба и закрепление импортозависимости.

Значит, и Нацбанк продолжит задирать базовую ставку, проценты по кредитам останутся грабительскими, инвестиции останутся нерентабельными, а курс тенге останется нестабильным.

На наш взгляд, всё это мало соответствует задачам формирования прочного промышленного каркаса, обеспечения экономической самодостаточности или перехода к качественно другой модели развития, о чём говорил президент.

Кроме того, естественным следствием такого расхождения бюджетной политики станет дальнейшее нарастание социального разрыва между богатыми и бедными.

Очень парадоксальными и труднообъяснимыми выглядят подходы в поддержке МСБ.

Так, на кредитование приоритетных проектов (по программе 087) финансирование увеличивается со 198 млрд тг в 2025 г до 263 млрд тг в 2027 г., т.е. более чем на 30%.

В то же время, количество субъектов предпринимательства, получающих меры финансовой поддержки предложено сократить с почти 7 тысяч субъектов в текущем году 2024 г. – до одной тысячи в 2025 г. И до 1300 в 2027 – т.е. сразу в 6 раз!

Это противоречие имело бы какое-то объяснение, если бы речь шла о переходе к финансированию особо прорывных и мощных предприятий.

Но такое предположение опровергается планами по созданию новых рабочих мест этими самыми предприятиями – от 3 тыс в текущем году до 1100 рабочих мест в 2027 г.  – получается менее 1 нового рабочего места на одно профинансированное предприятие.

Это явно не какие-то особо значимые проекты, а точно такие же, как и прежде. Но теперь поддержку получат не 7 тысяч предпринимателей, а только 1 тысяча, зато в деньгах они получат в 7 раз больше.  

Такая «избирательность» создаёт неконкурентные условия и нуждается в настройке регулирования программы, которая в документе отсутствует.

В целом в предложенном документе очевиден не только дефицит идей, но и дефицит воли что-то реально менять.

● Мы видим усилия Правительства, которые приносят позитивные результаты в ряде отраслей, о чём например, сообщалось на вчерашнем заседании Правительства.

Однако отмеченные выше противоречия позволяют предположить, что эти результаты достигаются во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам, залогом чего выступает упорство и предприимчивость бизнеса.  

● Исходя из изложенного, фракция «Ак жол» не может поддержать предложенный проект бюджета.

При этом надеемся, что практическая работа Правительства будет более эффективной, чем это изложено в проекте на бумаге.

Благодарю за внимание.