23
Октября

Мы любим людей которые делают нас лучше - City Center

 
 · В начале лета Вы ратовали за ЕАЭС, тогда ситуация в Украине не была настолько накалена и не было таких жестких экономических санкций. Сегодня многое изменилось кардинально. На момент нашего интервью с Вами Парламент республики ратифицировал договор и передал его на подпись Президенту. Ваше мнение изменилось? Ведь никто не рассчитал политические риски. Или все-таки они были заложены, но их не опубликовали, ведь документ сам по себе огромный.
- 1 октября Мажилис ратифицировал этот договор, и думаю, что это было правильное решение. Понимаете, дружба и партнёрство тем и ценны, что партнёры поддерживают друг друга не только когда всё хорошо, но и в сложные времена. Иначе что это за дружба, если мы начнёт отворачиваться друг от друга из-за возникших проблем? Тем более что эти проблемы созданы без нашего участия. Даже по личному опыту любой человек вам скажет, какими друзьями он дорожит больше – теми, кто с ним рядом и в беде и в радости; или теми, кто зайдёт к нему на застолье, но предаст в беде?
Что касается рисков – то они, конечно, не только есть, но и значительно возросли. Не случайно при обсуждении ратификации фракция партии «Ак жол» единственная выступила с требованием, что этот союз не должен угрожать независимости Казахстана и нашим национальным интересам. Я напомнил и слова нашего Президента о том, что если любое объединение (а не только ЕАЭС) будет создавать проблемы для нашего суверенитета – Казахстан немедленно выйдет из подобного альянса.
Кроме того, на том же заседании фракция «Ак жол» озвучила и запрос правительству относительно попыток российской стороны навязать нам обязательную маркировку продукции, якобы для защиты от контрафакта. На самом деле это коррупционная мера, призванная ограничить наш экспорт в Россию. И расплачиваться за эти марки будет всё население Казахстана. Мы потребовали наложить вето на это предложение, хотя нам говорят, что всё уже решено. Посмотрим.
  · Вы одним из первых подняли  вопрос  о коррупции на таможенном посту «Хоргос». Вы  отслеживаете судебный процесс? Как Вы думаете, сейчас на посту ситуация изменилась? Если нет, то, что еще нужно сделать в этом направлении?
- За ходом этого громкого судебного процесса, конечно, слежу по публикациям в прессе, как и все нормальные люди. Но на заседания не хожу, там нет моих личных интересов или знакомых. Для меня эта ситуация интересна с точки зрения общего бизнес-климата и борьбы с коррупцией.
Сказать, что ситуация на таможенных постах (и не только на самом Хоргосе) полностью разрешилась – к сожалению, тоже не могу. Приходят сигналы и о поборах, и об унижениях, которые испытывают наши граждане при пересечении границы. Хотя об откровенном бандитизме говорить вроде перестали.
Выход здесь один: сделать работу таких органов максимально прозрачной. Мы в 2012 году предлагали  установить на каждом пункте таможенного пропуска видеонаблюдение с прямой трансляцией в Интернет, чтобы любой желающий мог посмотреть, как происходит общение таможенников с предпринимателями и просто гражданами. А каждый таможенник ощущал, что за каждым его действием и каждым словом наблюдают и фиксируют со стороны.
Я как-то был в Батуми, на границе Грузии и Турции – там автомобили проходят таможню за 2-3 минуты, не говоря о гражданах. Значит, и нам можно так построить работу.
  · Вашей партии импонируют идеалы алашординцев. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, они поднимали  проблемы языка, свободы выбора: «ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка». Также они ратовали за возврат земель в государственную собственность. Ваше отношение к этим вопросам идентично алашординским?
- Мы ежегодно проводим конференции о востребованности идей движения Алаш в XXI веке, в том числе по экономическим вопросам. Могу сказать, что в отношении роли, статуса и востребованности казахского языка, как и права казахстанцев самим определять важнейшие вопросы жизни – мы стоим на позиции этого движения, и заявляем партию «Ак жол»  одной из его идейных преемниц.
Что касается государственной собственности на землю – то надо понимать, что такая постановка была связана с конкретной ситуацией на тот момент, когда лучшие земли изымались у казахских аулов и передавались переселенцам из России и Украины в ходе столыпинской переселенческой  реформы. Кроме того, разные деятели Алаш-Орды говорили не только о государственной, но и об общинной собственности аулов на используемую землю, это всё-таки разные вещи.
Сегодня и историческая, и правовая, и экономическая ситуация другая. Мы идём по рыночному пути развития, кстати, и экономическое крыло партии «Алаш» придерживалось рыночных подходов. А рыночная экономика невозможна без частной собственности и предпринимательства.
  · С участием партии «Ак жол» 6 марта 2014 года в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева состоялась республиканская конференция «Алихан Букейхан: эволюционный путь от марксизма до национальной идеи «Алаш», в рамках конференции было предложено создать площадь «Алаш» в столице Казахстана. На какой стадии этот вопрос?
- Участники конференции направили соответствующее обращение в госорганы, теперь решение за ними.
Но я хотел бы обратить ваше внимание, что исторически у Алаш-Орды было два центра: в Семее и Уральске. Поэтому аналогичные инициативы могла бы поднимать и местная общественность. В конце концов, именно такие деятели Алаша, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Сакен Садвакасов и тысячи других, добились признания сначала автономии, а затем – и статуса союзной республики для Казахстана. Они явились продолжателями идей государственности нашего народа, которой на следующий год исполняется 550 лет (с образования в 1465 г. Казахского ханства). Все мы – их преемники. Так что площадь «Алаш» вполне могла бы появиться и в Уральске.
  · Примечательно, что в 1905 г. в г. Уральск состоялся съезд представителей пяти областей Степного края. Через 100 лет не планируете ли в честь этой даты провести аналогичный форум в нашем городе?
- Западно-Казахстанский филиал партии «Ак жол», возглавляемый бизнесменом и общественным деятелем Сериком Мергалиевым – один из лучших по стране. В прошлом году Серик Ролланович уже приглашал организаторов финального этапа конкурса «Алаш в XXI веке» провести завершающие дебаты в Уральске, мы изучаем этот вопрос, в том числе с точки зрения расходов на перелёты и проживание участников со всех концов Казахстана и т.д.
Что касается 110-летия съезда Степного края – о такой идее я слышу впервые, хотя насколько мне известно, именно эти события подтолкнули будущих лидеров «Алаша» к формированию своей политической платформы. Поэтому эта дата, конечно, имеет историческое значение.
С другой стороны, надо учитывать, что «Ак жол» - это политическая партия, а не историческое общество. Мы занимаемся теми вопросами, которые востребованы в практической жизни, и пытаемся выявлять их через ежегодные конференции. Кроме того, я бы не стал слишком увлекаться проведением всевозможных юбилеев или ставить их проведение в основу нашей идеологии. Надо знать свою историю и гордится ей, но не сводить работу к одним празднованиям.
Атам қазақ айтқан – жақсы әкенің аты жаман балаға қырық жыл азық. В нашем народе говорят: плохой потомок сорок лет кормится на имени предка.
Достойные потомки должны добиваться собственных достижений и вершить свою историю.
  · Бизнесмены и предприниматели в период становления в 90-ые были раздроблены и выживали в одиночку. Сегодня, возглавляемые собственной партией - это действенный рычаг влияния на власть? Какие планы ставит перед собой партия «Ак жол»?
- О планах рассказывать можно много и красиво, это же, как говориться, не мешки ворочать. Сейчас все научились выступать красиво. Поэтому о нашей работе пусть судят по нашим делам. Это правильнее и честнее. Только за последнюю неделю партия «Ак жол» сделала запросы правительству о недопустимости введения обязательной маркировки всех товаров (которую предлагает Россия), моё интервью об этом опубликовала газета «Время» 8 октября. Мы требовали ввести субсидии по ипотеке для молодых семей при рождении детей (от 25% на ребёнка). Для малого бизнеса партия «Ак жол» предлагает прекратить штрафы и дополнительное начисление налогов по сделкам с лжепредприятиями, и т.д. К сожалению, не всегда удаётся настоять на своём, хотя есть и обратные примеры. Например, год назад партия «Ак жол» начала требовать ликвидировать Финансовую полицию, которая стала настоящим бичом для предпринимателей. Как известно, в августе это ведомство ликвидировано. Также в прошлом году мы добились замены руководства Жилстройсбербанка, которое на полученные от государства деньги покупало роскошные квартиры не нуждающимся в жилье малообеспеченным слоям, а себе любимым. И хотя правительство дважды отказывало нам в претензиях, заявляя, что в этом банке, мол, «все в порядке», Президент и суд расставили всё по местам. Есть и другие примеры. Думаю, что партия «Ак жол» действительно стала рычагом предпринимателей в диалоге с госорганами.
  · Как Вы оцениваете деятельность Западно – Казахстанского областного филиала?
- Как я уже сказал, местный филиал – один из лучших в нашей партии. Причина видимо в том, что его возглавляет такой неравнодушный и компетентный человек, как Серик Мергалиев. Это человек из простой семьи, который благодаря своему упорству, трудолюбию и здоровым амбициям стал знаковой фигурой не только в области, но и во всём Казахстане. Он всегда идёт на шаг впереди своего времени – и в диверсификации бизнеса, и в современных управленческих технологиях менеджмента. В американском обществе таких людей называют «селфмейдман», дословно – «сделавший себя сам». И я очень дорожу, что меня с Сериком Роллановичем связывают не только деловые или политические ценности, но и нормальная мужская и семейная дружба.
При этом что важно- Серик и сам ценит в людях такое же отношение к делу и верность внутренним принципам. В этом, я думаю, и залог организованной  и слаженной работе филиала.
С другой стороны, общественная организация – этой живой организм, со множеством характеров и интересов. Здесь всегда есть внутренние дискуссии, и это нормально. Важно, чтобы эти дискуссии имели целью развитие и решение проблем, а не личные разборки. И Западно-Казахстанскому филиалу, и партии «Ак жол» в целом, несмотря на некоторые трудности и даже порой провокации – удаётся идти в этом направлении.
  · Как бывший боксер, наверное, Вы хотели бы, чтобы Казахстан  принимал следующую Олимпиаду у себя, но как депутат, лидер фракции считаете ли Вы это сейчас уместным. Не ляжет ли это тяжким бременем на бизнесменов и простых граждан?
- Вы знаете, говорят же – «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Если хотим сделать что-то на хорошем уровне – придётся за этот уровень соответственно платить. Не хотим или не можем платить – тогда лучше не замахиваться на такие мероприятия вообще.
Но есть и такие события, результат от которых длится десятилетиями. Просто вспомните: буквально 15-20 лет назад Китай не был лидером мирового спорта. Были лишь отдельные виды спорта, где китайцы могли завоевать медали (гимнастика, настольный теннис, волейбол). До 2000 года у Китая не было вообще серьёзных боксёров, борцов, легкоатлетов…
Но когда эту страну в 2000 году избрали столицей будущей Олимпиады, вся нация повально пошла в спорт. В каждом китайском дворике сегодня стоят спортивные снаряды, и на них с раннего утра и до поздней ночи в очередь (!) занимаются и стар, и млад. Олимпиада подтолкнула миллионы китайцев пойти в спортзалы, отдавать детей в секции. И хотя Пекинская Олимпиада давно прошла – спортивный бум там продолжается. В самых далёких деревнях есть своим спортплощадки, молодёжь играет в баскетбол, футбол, ходит на бокс и борьбу.
А что такое спорт? Это здоровая нация, это воспитание характера, это отказ от курения, алкоголя, наркотиков…
За эти вещи, думаю, можно и нужно платить столько, сколько потребуется.
Другое дело – всякие форумы и совещания, которые уже оскомину набили. Приезжают именитые гости за наш счёт, учат нас уму-разуму, и уезжают. Какой прок от этого? Здесь я согласен, все эти говорильни и фестивали надо сокращать.
  · Ваше образование и профессиональная, депутатская деятельность широко известны. При всей Вашей открытости, малоизвестными остаются некоторые факты Вашей личной биографии. Расскажите о Вашей супруге и детях? Кем были Ваши родители?
- Мой покойный ныне отец Турлыбек Перуашулы - был инженером. Он происходил из интеллигентной семьи, его отец (мой дед) – Перуаш Каримулы – был учителем, в 30-х годах окончил два техникума (земледельческий и педагогический) и курсы председателей райсоветов в Алма-Ате. Работал инспектором РайОНО. В 1937 году репрессирован за проведение контр-революционной работы и пропаганду Алаш-Орды. Отцу тогда было меньше года. Только в прошлом году нам вернули уголовное дело Перуаша из архива НКВД, включая протоколы допросов, письма, приговор и т.д.
Наш папа тоже искал сведения о своём отце, но ушёл из жизни так и не увидев их. А нам стало понятно, откуда в папе была и тяга к знаниям, и обостренное чувство собственного достоинства, и уверенность в себе, и вера в справедливость…
Мама – Мариям Ниязкызы – на пенсии, она педагог, работала агрономом, сажала яблоневые сады вокруг Алматы, поднимала целину. Окончила сельхозинститут в Алма-Ате, Московскую сельхозакадемию им.Тимирязева, на пенсию ушла будучи директором казахской школы. Дала путёвку в жизнь сотням юношей и девушек, многие из них и сегодня звонят, приезжают, общаются с ней, как со своим наставником.
У нас с супругой два сына и две дочки. Старшему 25, младшему – 5 лет.
  · В силу Вашей загруженности, можно сказать, что Вы часто посещаете Уральск. В один из приездов Вы так тепло отзывались о нашем городе. Что Вас с ним связывает? Какие ассоциации у Вас с ним?
- В Уральске у меня близкий друг, о котором я сказал выше; здесь вообще очень позитивные, талантливые и красивые люди. У вашего города есть своё шарм, своё обаяние. Одна история чего стоит! Уральск находится на стыке Европы и Азии, Запада и Востока. Это такой котёл характеров, ландшафтов, климата, генотипов, что здесь возникает ощущение космополитичности, открытости всему миру.
Я неоднократно предлагал тому же Серику Роллановичу перебраться в Астану – благо, и семья, и возможности позволяют ему жить, где душа пожелает. А он отказывался. И только позже я понял, что его держит не бизнес или дела, а сам город, люди и атмосфера этого края.
  · Традиционный вопрос – Ваш любимый город. Почему именно в нем Вы хотели бы жить?
- М-да, ну и вопрос…  Если честно,  я не люблю большие города. В Нью-Йорке мне неуютно, Лондон отталкивает, Токио или Куала-Лумпур – не греют душу. Мне нравится Астана, но я опасаюсь, что скоро она перерастёт рамки «уютности». Алма-Ата – нравится в центральной части. Нравится Павлодар, с широтой проспектов, Шымкент – своим гостеприимством и щедростью. Тараз – древний и домашний, Талдыкорган, Уральск – как уже рассказал…
В каждом нашем городе есть свои прелести. А самое важное – в каждом городе живут наши обыкновенные и от этого родные люди. Знаете, я однажды приехал в южное село, где когда-то у меня было немало друзей. Но они уехали, и село как-то опустело, утеряло свою теплоту и очарование. И тогда я понял: мы любим не здания, пусть самые красивые. Не улицы, пусть самые светлые. Мы любим людей, которые делают нас лучше.
журнал City Center