Алаш, Желтоксан и независимость /Дастан Елдес/ - Казак yнi (Алматы)
Есть «проклятые вопросы», которые при всем желании их игнорировать будут на повестке дня. Это Декабрьское восстание 1986 года, которому до сих пор не дана политическая оценка. Вроде поставили памятник рядом с площадью, где произошли трагические события, вроде желтоксановцы реабилитированы, некоторые даже получили квартиры. Но на государственном уровне Желтоксан «в тени».
Когда услышим тайные откровения?
Впрочем, у нас не только Декабрьское восстание - многие исторические события до сих пор остаются «белыми пятнами». Геноцид Голощекина, разгром движения «Апаш», голодомор времен Гражданской войны, восстание 1916 года в казахской степи, Великое бедствие джунгарского нашествия - эти события одного порядка, тесно связанные между собой. Это - национальные трагедии казахского народа, и в то же время - «белые пятна» национальной истории.
В начале века самым мощным всенародным выступлением было восстание казахов 1916 года. В силу ряда причин это восстание носило разрозненный характер. Тем не менее, оно послужило толчком в пробуждении сознания народа в необходимости борьбы с оружием в руках за свободу, за сохранение нации. До сих пор это восстание не находит объективной оценки, не проведены масштабные исследования и имена народных героев преданы забвению.
С другой стороны, в последние годы открываются неизвестные страницы отечественной истории, например, в полную силу заговорили о движении «Алаш» и его представителях, научные исследования о котором в советское время были под запретом. Наиболее ощутимый вклад в этом отношении внесла партия «Ак жол», которая уже третий год проводит ежегодный общенациональный конкурс «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» («Светлый путь Алаша в XXI веке»), посвященный изучению наследия движения «Алаш», актуальности взглядов «алашевцев» на социально-экономическое развитие страны. Конкурс проводится на высоком уровне; он открыл многие имена молодых перспективных ученых и выявил популярность идей «Алаша» среди молодежи.
На государственном уровне переосмысливаются отдельные периоды, в частности, решение руководства страны о праздновании в следующем году 550-летие Казахского ханства получило всеобщую поддержку народа Казахстана.
А вот основные тома по Желток-сану «под сукном» или уничтожены. До сих пор желтоксановцы лишены возможности открыто говорить о Декабрьских событиях. Тайные откровения директора Центра исследований национально-освободительного Декабрьского восстания Шырын Осер Ажикызы всецело основаны на свидетельских показаниях желтоксановцев - их у нее сотни. «Но открыть их обществу мы не можем - завтра же нас «закроют». Ибо полицейские чины, которые правили площадью в 86-м, сидят и поныне. Десятки покалеченных судеб: девушек, лишенных способности быть матерями, парней - быть мужчинами и отцами, инвалидов, прикованных к коляске. Желтоксановцы до сих пор живут в страхе: хоть у нас суверенная страна, нет в душе независимости. А ведь нет праздника выше Декабрьского восстания. Чиновники любят говорить о Независимости, не думая о жертвах на пути к ней. Бросают миллионы на всевозможные мероприятия, а рядом бедствуют желтоксановцы, которые нуждаются в специальных льготах, квотах на лечение. Необходим специальный закон об участниках восстания. Нельзя утаить историю - нужно очищение. Страна, которая не чествует своих героев, не имеет будущего» (перевод с казахского - Д.Е.).
У нас государство не может придать определенный статус людям, которые выступили против тоталитарной системы и тем самым приблизили День независимости. Желтоксановцам в первую очередь нужна моральная, психологическая поддержка, и наравне с участниками ВОВ, афганцами их надо чествовать на различных государственных праздниках и мероприятиях. Министерство здравоохранения и социального развития могло бы позаботиться о них как социально уязвимой группе, выделив им социальное пособие, ибо среди них много людей, потерявших работу и здоровье.
Необходимо дать политическую оценку тем событиям с тем, чтобы казахстанцы могли гордиться этой страницей и соответственно отмечать ее. Надо не просто раскрыть правду о Желтоксане, но и очиститься от мифов, идеологических наслоений и инсинуаций на эту тему. Например, одна из них гласит: мол, если бы Динмухамед Кунаев вышел к молодежи 17 декабря, то смог бы предотвратить декабрьскую трагедию. Хотя бывший руководитель Казахстана в своих воспоминаниях писал, что его не просили выступить перед демонстрантами - мол, мы сами разберемся, отдыхайте. Как «разобрались», мы знаем.
Желтоксан и идеи «Алаша»
Известных людей, которые осмелились заявить несогласие с тогдашней официальной оценкой Декабрьских событий, было немного: поэт Жубан Молдагалиев, его коллеги Сафуан Шаймерденов, Сейдахмет Бердикулов, режиссер Азербайджан Мамбетов, зампредседателя Гостелерадио Сагат Ашимбаев и некоторые др. Все они заплатили за это, кто здоровьем, кто карьерой, кто выговором.
Сегодня, когда живы сами участники Желтоксана, важно не только собрать их свидетельства, но и попытаться воссоздать реальную картину того, что было. Об этом есть показания в материалах комиссии Мухтара Шаханова. Вернуться к этой комиссии, поднять все архивы и восстановить справедливость - ныне это основная проблема. Комиссия, созданная в 1991 году Верховным Советом по расследованию Декабрьских событий, которую возглавил поэт Мухтар Шаханов, по объективным причинам не довела дело до конца - ей запретили называть истинную цифру жертв.
Запретили называть имена казахстанских чиновников, руководивших карательной операцией «Метель- 1986» по разгону демонстрантов на площади. Не названы имена руководителей силовых подразделений СССР и КазССР, которые участвовали в этой карательной операции. Скрываются имена судей и прокуроров, отправивших студентов в тюрьмы.
Важно то, как само общество воспринимает Желтоксан и к нему относится. Со временем мы постепенно начинаем воспринимать Декабрьское восстание и в русле требований молодежи 1986 года демократических преобразований. Об этом говорили лозунга того времени, которые молодежь вынесла на площадь. Начинаем понимать тесную связь тех требований и лозунгов с идеями движения «Алаш». В начале XX века появилась целая плеяда деятелей казахского на--рода, создавших первое национальное правительство «Алаш». Наиболее выпукло национальные интересы и идеи впервые были выражены в политических программных документах движения «Алаш». Оно ставило своей целью постепенную адаптацию казахского общества к современным реалиям на основе разумного сочетания национальных традиций с лучшими достижениями цивилизации на основе казахской государственности.
Многие идеи движения «Алаш» были актуальны в царское и советское время. Они особенно стали актуальны в декабре 1986 года. Они востребованы и сегодня - в эпоху глобализации, ведущей к усилению международного взаимодействия, преодолению рамок национальных государств, расширению различных наднациональных и надгосударственных структур, в частности в рамках Евразийского союза. Например, модернизация экономики, правовой базы, равноправие, согласие и мир; это культурный прогресс нации, привлечение широких масс к политическим процессам путем включения в представительные органы, общественные структуры. Лидеры Алашского движения высоко подняли самосознание народа, выдвинули идеи национального освобождения, -провели последовательный курс на защиту национальных интересов казахского народа.
Главной целью нашей государственности необходимо признать защиту национальных интересов и реализацию национальных идей. Высокий национальный дух позволил казахскому народу не потерять себя и сохранить свою землю - он пронес дух свободолюбия через века. Ярким взлетом казахского духа и проявлением национального самосознания было героическое выступление казахской молодежи против могущественной советской империи в декабре 1986 года.
Желтоксан как предтеча независимости
Молодежь вышла на площадь по зову сердца. Основную часть демонстрантов составила аульная молодежь после казахской школы. Достаточно было одного слова призыва, одной искорки, чтобы она вышла на улицу, увлекая за собой остальную молодежь. И в этом мгновенном социальном всплеске вылилось годами, десятилетиями униженное положение коренного населения, прежде всего в сельской местности, униженное положение казахского языка, культуры, обычаев, укрепленное подспудным знанием величайшей трагедии 30-х годов. (Лишь единицы из сельских жителей не слышали от родителей о страшном голодоморе.) Особенно это положение усиливалось в контрасте в благополучной Алма-Ате, где коренное население составляло всего около 17 % и занятия в вузах в основном шли на русском языке.
Количество невинных жертв некоторыми историками называлось от 3000 до 5000. Это завышенные цифры, которые невозможно подтвердить. Ребята для комиссии по исследованию декабрьских событий собрали сведения на 170-180 погибших в редакции журнала «Жалын». В источниках называлось около 300 человек убитых в основном не на площади, а за городом, в «обезьянниках», при оказании сопротивления представителям власти, в изоляторах, в тюрьмах.
Много фактов по гибели молодежи осталось не озвученными, поскольку спецслужбы в те годы брали с родителей подписку о неразглашении тайны, давая возможность похоронить детей. Комиссия Мухтара Шаханова выявила 58 безымянных погибших, тайно захороненных по линии МВД, 19 неустановленных лиц в захоронениях областного бюро судебно-медицинской экспертизы с 01.12.86 г. по 31.12.87 г. и др.
За 23 года независимости выросло целое поколение, для которого идеи «Алаша» и Независимости «в крови». Поэтому роль и значение Декабрьского восстания со временем будут только возрастать; появятся новые исследования истинных причин Желтоксана, которые назовут имена настоящих «режиссеров» той трагедии.
Отмечать День независимости и при этом не отдавать дань уважения Желтоксану - эта «традиция» ставит власти в двусмысленное положение. Хотя для национального примирения необходимо небольшое усилие - признание Желтоксана как политического события, способствовавшего Независимости страны, и как таковое должно отмечаться наравне с национальным праздником, и простое человеческое покаяние.
Источник - Казак yнi (Алматы), № 51 (659), 19.12.2014