11
Декабря

«Рапира Назарбаева» в экономике - Казак yнi (Алматы)

 
НЭП «Нурлы жол» - это встречный ход Назарбаева навстречу нынешним вызовам, причём ход с переформатированием экономики и с превращением угроз в новые возможности. Как всегда неожиданно и как всегда в точку. Я бы назвал такой стиль «рапирой Назарбаева»: в боксе и фехтовании тоже многое строится на противоходе и встречных ударах. Метод контрцикличности - это применение в экономике тех же принципов целенаправленности и использования встречной синергии.
Выбор как осознанная необходимость
Так было и в период рыночных реформ, привлечения первых инвестиций, введения национальной валюты. Так было и в 2008-2009 гг., когда весь мир сконцентрировался на выживании, а наш Президент в самый разгар нестабильности дал старт программе индустриализации и поставил задачи модернизации и диверсификации экономики, выведя её на новый уровень.
Послание вызвало резонанс не только у нас. Вчера мне звонили московские журналисты с вопросами по Посланию, надо полагать, что и в других странах внимательно изучают этот документ.
Надо заметить, что возможность такой мобилизации и гибкого маневра была создана Президентом задолго до сегодняшнего дня. Можно напомнить о дискуссиях, которые тогда шли вокруг создания Национального фонда. Многие политики и эксперты предлагали тогда не аккумулировать средства, а раздавать их гражданам. Даже посчитали, что это дало бы по 17 тысяч тенге на человека в год. Что такое сегодня эти 17 тысяч тенге? Их давно проели бы, про праздновали на тоях, и не заметили.
И разве можно такие траты сравнить с той поддержкой и открывающимися возможностями, которые Нацфонд даёт сегодня всей стране, поддерживая экономику и рабочие места через сохранённые и инвестированные средства? Зато сегодня те же самые эксперты с гордостью говорят, что тоже имели отношение к созданию Нацфонда. У победы много отцов.
В партии «Ак жол» обсудили Послание Президента в тот же день на заседании фракции, с участием всех областных, филиалов в режиме видеоконференции. Есть общее понимание, с одной стороны — вынужденности, а с другой — управляемости и позитивности таких шагов.
«Выбор как - осознанная необходимость» - на мой взгляд, сказано именно про такую ситуацию.
Внешние воздействия:.продолжение кризиса на Западе. Взаимные санкции Запада и России, торговые и настоящие войны.
Падение цен на энергоресурсы и сырьевые материалы. Понижение доходов бюджета. Всё это вызовы, которые толкают нас сделать выбор. Похожая ситуация была в 2007-2008 г.г., и тогда наша Антикризисная программа 2008-2009 г.г. стала одной из успешных в мире.
Но сегодня ситуация ещё сложнее. Поэтому и меры более масштабные. Если говорить конкретно, то партия «Ак жол», выступающая голосом бизнеса в Парламенте, безусловно, поддерживает такие меры Послания:
- на реальный сектор экономики выделяется 100 млрд на льготное кредитование малого, среднего и крупного бизнеса в пищевой, химической промышленности, машиностроении, сфере услуг;
- ставится задача увеличить долю МСБ в ВВП до 50 % к 2950 г. Использовать кредитные линии АБР, ЕБРР, Всемирного банка на 155 млрд тенге.
Это крайне актуальная тема. Напомню, еще 3 марта т.г., выступая здесь же в СЦК на брифинге, мы рассказали, что в поддержку постоянных инициатив Президента Н.Назарбаева о поддержке малого и среднего бизнеса партия «Ак жол» самостоятельно разработала и 31 января т.г. внесла в правительство законопроект «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса», где нами предлагались имеющиеся диспропорции в практической поддержке МСБ.
Речь о том, что если. Президент постоянно требует принятия конкретных мер для поддержки малого и - подчёркиваю! - среднего бизнеса, то - на практике поддержка, как правило, ограничивается только малыми предприятиями, В законодательство вносятся .преференции исключительно для малого бизнеса: это касается и налогового кодекса, и закона о госзакупках, и любых других актов, предусматривающих какие-либо меры поддержки.
Приведу пример с депутатским запросом фракции «Ак жол» от 19 декабря 2013 г., где мы ставили вопрос об освобождении от проверок МСБ в первые годы деятельности. На него предыдущее Правительство ответило, что «целесообразно придерживаться позиции об освобождении от проверок... только субъектов малого предпринимательства».
Тем самым мы снижаем мотивацию для малого бизнеса расти дальше, переходить в средний и крупный бизнес. Предпринимателю выгоднее раздробить единую деятельность на несколько ИП, - чтобы меньше платить налогов. Это отказ от расширения бизнеса, без чего невозможно инновационное и технологическое развитие экономики; отказ от инвестиций, привлечение которых Президент обозначил как одну из важнейших задач в нынешнем Послании.
Ведь малый бизнес — это главным образом торговля, сфера услуг и крестьянские хозяйства. Они тоже нуждаются в государственной поддержке, потому что обеспечивают занятость сотен тысяч граждан.
Но тем более важна поддержка перерабатывающих предприятий и среднего бизнеса, без которых невозможны индустриализация и технологическое развитие экономики, преодоление импортозависимости внутреннего рынка. А любое предприятие обрабатывающей промышленности, производящее готовую продукцию, по объективным причинам, связанным со стоимостью оборудования и производственной инфраструктуры, не вписывается в рамки малых предприятий и начинается с уровня средних компаний.
И в Евросоюзе, и в большинстве стран ВТО, и даже у наших партнеров по Таможенному Союзу - России и Беларуси — на законодательном уровне осуществляется поддержка не только субъектов малого, но и среднего предпринимательства.
Поэтому партия «Ак жол» предлагает, чтобы нормы по поддержке среднего бизнеса вошли специальной главой в проект Предпринимательского кодекса, который мы ожидаем в ближайшее время.
Этой же темы — поддержки среднего бизнеса, как «центра тяжести» перерабатывающих отраслей и производства потребительских товаров — был посвящен наш депутатский запрос от 5 ноября т.г.:
«12 июня был подписан Закон о совершенствовании инвестиционного климата, который предусматривает беспрецедентные меры поддержки иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, включая возврат 30 % капиталовложений, освобождение от KITH и т.д.
Однако применение данных преференций ограничено размерами инвестиций в объеме не менее 2 млн МРИ (то есть 20 млн домовое США), т.е. исключительно для крупных компаний.
Данный подход не учитывает особенности нашей экономики и тот факт, что крупные проекты в основном сосредоточены в добывающем секторе экономики.
Предприятия обрабатывающего сектора, за редким исключением, относятся к среднему бизнесу. Большинство таких объектов как пекарни, кондитерские, швейные цеха, производство строй-. материалов и т.п., как правило, имеют стоимость не более 3—7 млн долларов США (в этом их преимущество, позволяющее снижать предпринимательские риски и гибче реагировать на вызовы).
Однако из-за требований принятого Закона все они оказываются за рамками предусмотренных преференций. Получается, что новыми преференциями смогут воспользоваться лишь отдельные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения, тогда как выпуск готовых потребительских товаров не сможет рассчитывать на подобную поддержку.
Между тем, мы абсолютно уверены, что отдельные предприятия не смогут изменить структуру отечественной экономики. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития нужна масса современных перерабатывающих компаний как среди крупного, так и среди среднего бизнеса».
Новые перспективы - замещение продукции
В этой связи фракция ДПК «Акжол» предложила распространить инвести-референции на средний бизнес путём снижения порога для получения этих преференций с 20 млн долларов до 5 млн долларов.
Надеемся, что в рамках исполнения Послания этот вопрос будет учтён. Тем более что одно из поручений так и звучит, цитирую: «Следует проработать вопрос строительства в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие производства МСБ и привлечение дополнительных инвестиций».
Помимо прочего, надо иметь в виду, что производство потребительских товаров., где ведущую роль играет средний бизнес, в значительной степени определяет степень национальной экономической безопасности и напрямую влияет, на инфляционные процессы, связанные с уровнем потребительских цен в стране.
Если же говорить об оздоровлении финансовой ситуации в целом, то на это направлены такие решения Президента, как направление 250 млрд тенге в Фонд проблемных кредитов.
Финансовый сектор очень важен, без него невозможно экономическое развитие. Но он должен развиваться и развивать экономику, а не сдерживать её. Сегодня, к сожалению, есть и такие тенденции.
Нужно параллельно с выделением средств стимулировать банки к списанию безнадёжных займов. ФПК должен выкупать только те кредиты, по которым есть перспективы компенсации затрат или хотя бы их части.
ЕНПФ - наш недавний запрос об эффективности управления накоплениями будущих пенсионеров. Вчера получен ответ из Нацбанка, изучаем.
По поводу реалистичности расширения окна возможностей, перевода внешних угроз во внутренние резервы роста — наглядный пример. На этой неделе я принимал участие в конференции в честь 55-летия Кентауского трансформаторного завода в ЮКО. Позитивные тенденции: роет оборотов за 14 лет в 114 раз, экспорт в десяток стран. Это результат политики Президента по индустриализации: кредиты под 7 % (через субсидии), по программе моногородов - до 1 %.
Сейчас - новые перспективы — замещение продукции, вытесненной из России в результате взаимных санкций.
Возможно, я скажу циничную вещь, но экономика штука несентиментальная. Дело в том, что на фоне взаимных экономических, санкций России и Запада и проводимой в РФ политики импортозамещения появляется уникальная возможность занять ниши, высвобождаемые прежними поставщиками на российский рынок. И речь не только о продукции сельского хозяйства или продуктах питания. Ведь Украина являлась адиционным поставщиком в Россию машиностроительной продукции, того же силового и электротехнического оборудования. Думаю; что и российский бизнес, и лишившиеся этого рынка инвесторы будут заинтересованы в организации такого производства здесь, в Казахстане. Знаю, что руководство ряда предприятий уже изучает подобные варианты и считаю это направление весьма перспективным. Это просто один пример того, как в результате первой пятилетки ГПФИИР структура казахстанской экономики постепенно начинает меняться.
До кризиса 2007-2008 годов практически выстраивалась открытая экономика, чтобы всеми способами наполнить наш внутренний потребительский рынок. Это привело к тому, что практически было потеряно производство потребительских товаров, да и многих товаров промышленного назначения.
На фоне кризиса в 2008 году президент Н.Назарбаев дал старт программе индустриализации. Это решение помогло не просто преодолеть кризис, но и модернизировать предприятия, ввезти новые технологии и создать продукцию, которая ранее не производилась в нашей стране.
- Дорожное строительство: мультипликативный эффект;
- стройматериалы: песок, щебень, цемент, битум, арматура, техника, строительные услуга;
- 200 тысяч новых рабочих мест;
- развитие регионов;
- сохранение социальных обязательств: детсады, школы вузы:
- новые подходы в жилищной политике: государство будет строить социальное арендное жильё.
О программе «Нурлы жол»
Наш запрос от 14 мая т.г.: О проблемах в системе АО «Жилстройсбербанк» да и вообще в сфере ипотечных кредитов, депутаты партии «Ак жол» поднимали вопросы последние полтора-два года, а в прошлом году эта ситуация получила справедливую критику Главы государства, и сейчас идёт «работа над ошибками».
Как бы то ни было, недостаток жилья, предоставляемого государством, толкает людей на ипотеку.
Во всём мире ипотека - это возможность по приобретению жилья для состоятельных людей, которые имеют высокие даже по европейским меркам доходы.
Однако в нашей стране на неё вынуждены идти граждане с небольшими доходами, в результате чего условия ипотеки ведут их к разорению, потере имущества и к социальной напряженности.
Между тем, даже в богатых в европейских странах 60 и более % людей живут в арендованных квартирах, построенных и предоставленных государством.
Поэтому единственно правильной альтернативой ипотеке было бы решение проблемы жилья за счёт государственного строительства.
Партия «Ак жол» категорически поддерживает имплементацию этого подхода и в Казахстане. Тем более важно, что это поручение в интересах простых людей дал Нурсултан Назарбаев.
- Нацфонд: ежегодно в 2015-17 гг. будет выделять по 3 млрд долларов дополнительных средств на реализацию программы «Нурлы жол», помимо ранее предусмотренных целевых трансфертов и займов международных финансовых институтов;
- контроль за средствами: парламентские партии.
Наш запрос от 9 апреля:
27 февраля т.г. Президент Н.А. Назарбаев выступил с масштабным заявлением в поддержку предпринимательства. В данном заявлении, помимо целого ряда актуальных мер поддержки частного бизнеса, таких как мораторий на проверки МСБ, утверждения должности бизнес-омбудсмена и других, Глава государства поручил выделить и направить на финансирование предпринимательства колоссальную сумму -1 трлн тенге, что эквивалентно более 5 млрд долларов США. Значение данного шага трудно переоценить, т.к. в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса и сокращения доступности внешних займов, проблема финансирования стала одной из важнейших для экономики.
При этом Президент обратил особое внимание, чтобы выделенные средства были направлены именно в производственный сектор.
В этой связи депутатская фракция ДПК «Ак жол» обращается со следующими вопросами:
- Будут ли все указанные средства направлены только в производственный сектор?
- Какая часть из указанных средств будет выделяться на новые проекты, а какая - на поддержку действующих предприятий?
- Какая часть выделенных средств будет направляться не через субсидии на банковские кредиты, а на прямую поддержку предприятий? и т.д.
Тогда же ДПК «Ак жол» заявила, что «считает необходимым введение парламентского контроля за реализацией этих мер и готова направить для участия в нём своих представителей.
Необходимо помнить, что эти деньги не свалились с неба, а заработаны трудом и потом казахстанцев и принадлежат народу Казахстана. Поэтому в этом триллионе нет ни одного «дармового» тенге, каждый из них нужно использовать с максимальной отдачей».
Нам ответили: комиссия создана, но представителей партии «Ак жол» там не оказалось.
Это вызывает определённые вопросы. Если и исполнители, и наблюдатели за использованием огромных государственных средств будут из одной и той же партии — насколько это оправдано при многопартийном Парламенте?
Я возглавляю совет НПП по противодействию теневой экономике и коррупции. К нам постоянно обращаются предприниматели, и мы сталкиваемся порой с самыми вопиющими примерами.
Вторая волна приватизации: ответов нет, хотя Президент говорил о прозрачности. Коммерческая тайна не должна распространяться на приватизацию.
Депутаты «Ак жола» готовят обращение о включении представителей всех парламентских партий в комиссию по контролю за использованием средств, выделенных на программу «Нурлы жол».
Контроль за расходованием средств представляется тем более важным, что Глава государства особо подчеркнул, что построенные на инвестиции предприятия должны реально работать и выпускать продукцию. Время: «памятников бесхозяйственности» в виде торжественно открытых, а затем бесславно брошенных проектов, прошло.
Поэтому нужно уделить особое внимание и вопросам технического регулирования, разработке регламентов и национальных стандартов продукции с высоким опережающим заделом для того, чтобы такая продукция была выше конкуренции, свободно находила реализацию на любых рынках.
На прошлой неделе в Комитете по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса нами было проведено расширенное заседание на эту тему, а выработанные рекомендации направлены в Правительство.
Азат Перуашев Выступление в Службе центральных коммуникаций, 13 ноября 2014 г.

Источник - Казак yнi (Алматы), № 46 (654), 18.11.2014