21
Июнь

Позиция фракции «Ак жол» по Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2023 г

(текст выступления  на совместном заседании Палат Парламента)

Фракция «Ак жол» будет голосовать против Отчёта правительства за 2023 год.

Перчая причина - провал в обеспечении доходов бюджета.

Так, налоговые поступления в прошлом году при плане 14,3 трлн составили 13 трлн, т.е. лишь 90 % от плана.

При этом, 3 трлн были изъяты у предприятий в виде авансовых платежей, т.е. за прибыль, которой у них ещё не было.

Без учёта авансовых платежей, налоговые поступления в бюджет составили лишь 10 трлн, или 70% плана.

Это и есть реальная платежеспособность и реальный показатель состояния нашей экономики и бизнеса – лишь 70% от того, что рисуют чиновники.

Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг.

То-есть, налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий, вымывая и «замораживая»  оборотные средства.

Если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанного НДС, условные потери бизнеса, по нашей оценке,  составили до 300 млрд тг.

Прямым следствием этих подходов стало критическое ухудшение налоговых поступлений в 1 квартале текущего года, так как деньги были изъяты заранее.

Бюджет 2023 года также был поддержан за счёт новых займов.

Но займы - это такая «засада», где вход – рубль, а выход – два.

За 3 года расходы на их обслуживание выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, или почти треть от всех ненефтяных доходов.

Как говорится, берёшь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда.

● Вторая причина нашей критики – ставшее уже хроническим раздвоение расходной политики Правительства: рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора.

За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза, а доля бюджеты развития даже вдвое.

Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета банально проедается, без намёков на восстановление.

Определённый оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 4,1%.

Но нужно учитывать, что около 50% этой отрасли составляют металлургия, металлообработка и нефтепереработка, ещё 5% - производство муки и хлеба.

То-есть, наша обрабатывающая промышленность - это в основном лишь первые переделы природного сырья, а до массового производства сложной и технологичной продукции ещё очень далеко.   

И тем более неизвестно, какую долю в этом росте составляет скрытый реэкспорт к соседям, а сколько - завышенная оценка внутристрановой ценности собираемой техники.

Не случайно президентом К.Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении.

Отдельные предприятия уже реализуют этот подход, но нужно, чтобы он стал общим жёстким требованием господдержки, ко всему спектру промышленного производства.

●Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль госпредприятий.

Квазигоссектор составляет около 40% ВВП, но доля его валовой добавленной стоимости всего лишь 14%.

В структуре финансирования квазигоссектора 80% занимают государственные вливания, а с рынка привлекается не более 20%.

Отдельная проблема – коррупциогенность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше объемов госзакупок и составили 3 трлн 800 млрд тенге. По некоторым данным, 80% всех коррупционных преступлений совершается именно в этой сфере.

При этом, в 2023 году объем закупок из одного источника (т.е. закрыто от конкурентов и по максимальным ценам), вырос в 3,3 раза до 2 трлн тенге и стал основным методом затрат квазигоссектора.

Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, как таковые.

Квазигоссектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки: так, за пять лет госбюджет погасил долги квазигоспредприятий на 480 млрд тенге. И судя данным за 2023 год, эта тенденция только нарастает.

В качестве дивидендов в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1 трлн 380 млрд тенге, из которых 1 трлн 26 млрд стали результатом покупки Нацбанком акций нацкомпании «Казмунайгаз».

Эта схема – приобретение госорганом на средства Нацфонда акций компании, и без того созданной государством и принадлежащей государству - вызывает вопросы в обществе, и по нашему мнению, требует отдельного обсуждения в Парламенте.

Тем более, что недавно заявлено об аналогичном решении в отношении нацкомпании «Казатомпром»

Демпартия «Ак жол» убеждена, что и без выкупа госорганами акций нацкомпаний, все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет.

Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении проект Бюджетного кодекса, и мы будем настаивать на своей позиции.

А без учета дивидендов от покупки КМГ, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 млрд тенге, т.е. лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем оскорбительным для государства и общества.

● С учётом этих и других, повторяющихся каждый год претензий к использованию народных денег, а также в реализацию конституционной реформы президента К.Токаева, фракция «Ак жол» предлагает наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой.

На основании вышеизложенного, Демпартия «Ак жол» считает работу предыдущего  Правительства за 2023 год неудовлетворительной и голосует ПРОТИВ предложенного Отчёта.

Благодарю за внимание.