(текст выступления
на совместном заседании Палат Парламента)
Фракция «Ак жол» будет голосовать против Отчёта правительства за 2023 год.
Перчая причина - провал в обеспечении доходов бюджета.
Так, налоговые поступления в прошлом году при плане 14,3 трлн составили 13 трлн, т.е. лишь 90 %
от плана.
При этом, 3 трлн были изъяты у предприятий в виде авансовых платежей, т.е. за прибыль, которой у них ещё не было.
Без учёта авансовых платежей, налоговые
поступления в бюджет составили лишь 10 трлн, или 70% плана.
Это и есть реальная платежеспособность и реальный показатель состояния нашей экономики и бизнеса – лишь 70% от того, что рисуют чиновники.
Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2
раза и показало худший результат за
последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила
594 млрд тг.
То-есть,
налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности
бюджета, но и нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий, вымывая и
«замораживая» оборотные средства.
Если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанного НДС, условные потери бизнеса, по нашей оценке, составили до 300 млрд тг.
Прямым следствием этих подходов стало критическое ухудшение налоговых поступлений в 1 квартале текущего года, так как деньги были изъяты заранее.
Бюджет 2023
года также был поддержан за счёт новых
займов.
Но займы - это такая «засада», где вход – рубль, а выход – два.
За 3 года расходы на их обслуживание
выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд
тенге, или почти треть от всех ненефтяных доходов.
Как говорится, берёшь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда.
●
Вторая причина нашей критики – ставшее уже хроническим раздвоение расходной
политики Правительства: рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования
реального сектора.
За
последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора
раза, а доля бюджеты развития даже вдвое.
Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета банально проедается, без намёков на восстановление.
Определённый оптимизм вызывает рост обрабатывающей
отрасли на 4,1%.
Но нужно учитывать, что около 50% этой
отрасли составляют металлургия, металлообработка и нефтепереработка, ещё 5% -
производство муки и хлеба.
То-есть, наша обрабатывающая
промышленность - это в основном лишь первые переделы природного сырья, а до массового производства
сложной и технологичной продукции ещё очень далеко.
И тем более неизвестно, какую долю в этом росте
составляет скрытый реэкспорт к соседям, а сколько - завышенная оценка
внутристрановой ценности собираемой техники.
Не случайно президентом К.Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой
сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении.
Отдельные предприятия уже реализуют этот подход, но нужно, чтобы он стал общим жёстким требованием господдержки, ко всему спектру промышленного производства.
●Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль госпредприятий.
Квазигоссектор составляет около 40% ВВП, но доля его валовой добавленной стоимости всего лишь 14%.
В структуре финансирования квазигоссектора 80% занимают государственные вливания, а с рынка привлекается не более 20%.
Отдельная проблема – коррупциогенность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше объемов госзакупок и составили 3 трлн 800 млрд тенге. По некоторым данным, 80% всех коррупционных преступлений совершается именно в этой сфере.
При этом, в 2023 году объем закупок из
одного источника (т.е. закрыто от конкурентов и по максимальным ценам), вырос в
3,3 раза до 2 трлн тенге и стал основным методом затрат квазигоссектора.
Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, как таковые.
Квазигоссектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки: так, за пять лет госбюджет погасил долги квазигоспредприятий на 480 млрд тенге. И судя данным за 2023 год, эта тенденция только нарастает.
В качестве дивидендов в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1 трлн 380 млрд тенге, из которых 1 трлн 26 млрд стали результатом покупки Нацбанком акций нацкомпании «Казмунайгаз».
Эта схема – приобретение госорганом на
средства Нацфонда акций компании, и
без того созданной государством и принадлежащей государству - вызывает
вопросы в обществе, и по нашему мнению, требует отдельного обсуждения в
Парламенте.
Тем более, что недавно заявлено об
аналогичном решении в отношении нацкомпании «Казатомпром»
Демпартия «Ак жол» убеждена, что и без
выкупа госорганами акций нацкомпаний, все они обязаны направлять полученную
прибыль в бюджет.
Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении проект Бюджетного кодекса, и мы будем настаивать на своей позиции.
А без учета дивидендов от покупки КМГ, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 млрд тенге, т.е. лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем оскорбительным для государства и общества.
● С учётом этих и других, повторяющихся каждый год претензий к использованию народных денег, а также в реализацию конституционной реформы президента К.Токаева, фракция «Ак жол» предлагает наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой.
На основании вышеизложенного, Демпартия «Ак жол» считает работу предыдущего Правительства за 2023 год неудовлетворительной и голосует ПРОТИВ предложенного Отчёта.
Благодарю за внимание.