Выступление по закону «О государственных закупках»,
первое чтение, 3 апреля 2024 г.
Уважаемые
коллеги.
Фракция «Ак жол» поддерживает данный законопроект.
Считаем, что он
решает ряд серьёзных проблем, с которыми сталкивается бизнес при участии в
госзакупках.
Можно выделить
три направления, по которым фракция «Ак жол» работала над данным документом.
Это:
-анти-коррупционные меры, сокращающие
возможности для сговора в системе госзакупок;
- меры по защите частного бизнеса от недобросовестной
конкуренции и давления предприятий с государственным участием; а также
- меры по защите отечественных производителей и отечественной продукции.
Наверно нужно
напомнить, что на предыдущих этапах, в 2020-21 годах фракции «Ак жол» удалось
добиться ряда позитивных решений, включая инструмент оффтейк-контрактов, в
закон о закупках квазигосударственного сектора и фонда «Самрук-Казына».
По поручению
Президента К.Токаева, этот инструмент разработчики включили и в нынешний
законопроект, наряду с другими мерами поддержки отечественных
товаропроизводителей и МСБ.
Мы безусловно поддерживаем такой подход и постарались развить сильные стороны данного документа, согласно вышеуказанным трём направлениям.
● Так, в части противодействия коррупционным тенденциям,
по предложению фракции «Ак жол» внесены поправки, препятствующие манипуляциям с
итогами конкурса по госзакупкам.
На практике
имеются примеры, когда заказчик заранее выбирает «удобного» для себя победителя
конкурса.
Но если вдруг
победу одерживает другое предприятие, имеются примеры, когда госорганы отменяют
такие итоги конкурса, либо – срочно возвращает выделенные на эти средства в
вышестоящий бюджет, как «не освоенные».
Это позволяет
даже после проведения итогов конкурса не заключать договора, ссылаясь на
«отсутствие финансирования». Либо, даже заключив договор, отказаться от его
исполнения, ссылаясь на «отсутствие средств».
В результате не только страдает бизнес, но и население, так как реализация важных социальных проектов даже при выделенном финансировании затягивается на годы.
В этой связи
фракция «Ак жол» предложила дополнить ст.6 закона исчерпывающим перечнем
случаев, когда Заказчик вправе отказаться от осуществления госзакупок, а именно
– в случае сокращения данных расходов, произошедших при уточнении всего
соответствующего бюджета; либо при их исключении в уточнённом годовом плане
госзакупок.
Никаких «внезапных» отказов и срывов контрактов больше не должно быть.
● Далее. Касательно
защиты частного бизнеса от
вне-конкурентного давления квазигосударственных структур - крайне важным
шагом считаем внесённую нам норму в ст.7 законопроекта о том, что если на
конкурс поданы заявки двух и более потенциальных участников от частных предпринимателей, то заявки
квазигосударственных предприятий должны автоматически отклоняться.
Тем самым, мы
считаем нужным защитить предпринимателей, развивающихся самостоятельно и на
собственные средства (или кредиты, которые ещё нужно возвращать) – от недобросовестной
конкуренции квазигоспредприятий, работающих на «дармовые», как они считают,
государственные деньги.
Иначе частная
предпринимательская инициатива, прежде всего МСБ, объективно никогда не смогут
конкурировать с госкомпаниями, обладающими бюджетным финансированием,
материально-технической базой и административными ресурсами.
К сожалению, в последние годы произошло значительное огосударствление экономики, которая из рыночной превратилась в государственно-монополистическую. Необходимо возвращать рыночные, конкурентные начала, и эта поправка - лишь маленький, но очень важный шаг в данном направлении.
● Следующее. В рамках защиты интересов отечественных производителей и стимулирования роста качества продукции, фракция «Ак жол» внесла поправку в ст.12 об обязательном соответствии требований технической спецификации госзакупок - нормам национальных стандартов, с подтверждением соответствия поставляемых товаров этим требованиям.
Национальные стандарты разрабатываются с участием бизнес-сообщества и отраслевых ассоциаций, отражают уровень технологий и качественные характеристики отечественной продукции. Поэтому их применение, с одной стороны - обеспечит преимущество казахстанских производителей, а с другой -стимулирует бизнес бороться за рынок госзакупок путём повышения качества выпускаемых товаров и услуг.
Все указанные предложения фракции «Ак жол» были доработаны нами совместно с разработчиком и поддержаны рабочей группой, за что мы выражаем признательность коллегам.
● В
сравнительной таблице имеются и иные наши инициативы и вопросы других коллег,
которые ещё проходят обсуждение. Надеемся и на их позитивное решение до второго
чтения. Сфера регулирования данного закона очень обширна и аспектов там
действительно много.
Поддерживаем
данный законопроект и призываем коллег принять его в первом чтении.
Благодарю за
внимание.