Как известно, в рамках конституционной реформы прошлого года, в статью 6 Конституции РК была введена норма, что «Земля и ее недра … другие природные ресурсы принадлежат народу».
Сразу же после референдума по Конституции, 15 июня 2022 г., во исполнение данной нормы фракция «Ак жол» направила запрос правительству с требованием раскрыть условия всех контрактов с иностранными инвесторами на использование природных богатств Казахстана, включая СРП (так называемые «Соглашения о разделе продукции» по крупнейшим нефтегазовым месторождениям).
В ответе от 15 августа 2022 г., Правительство отказалось раскрывать контракты СРП, ссылаясь на возможные возражения инвесторов.
Не согласившись с такой позицией, 12 апреля т.г., Демпартия «Ак жол» направила повторный запрос правительству, настаивая на выполнении Конституции, недопустимости использования природных богатств нашей страны втайне от их собственника в лице народа Казахстана, а также на увеличении доли Казахстана в нефтегазовых и иных проектах на своей территории.
Кроме того, не дожидаясь ответа Правительства на повторный запрос, нами инициированы соответствующие поправки в Кодекс РК «О недрах и недропользовании».
● В частности, в ст.5 «Рациональное управление государственным фондом недр», Демпартия «Ак жол» предлагает включить абзац: «В условиях контрактов, в том числе соглашений о разделе продукции, доля от прибыли в пользу государства должна составлять не менее 51%».
● В п.2 ст.7 «Доступность информации в сфере недропользования» мной от имени фракции «Ак жол» предложено установить, что «Государство обеспечивает открытый доступ к условиям контрактов в полном объёме, в том числе соглашениям о разделе продукции, которые размещаются в открытом доступе на ресурсе e.gov “правительства для граждан»;
- а также дополнить ст.7 новым п.56 «В условиях контрактов, в том числе соглашений о разделе продукции, использование закрытых от общества норм не допускается.»
● П.2 ст.11 «Собственность на недра» - дополнить новым абзацем: «При этом доля прибыли в пользу государства должна составлять не менее 51%».
● после ст.28 ввести новую статью 28-2 следующего содержания:
«Статья 28-2. Содействие развитию национальной экономики при проведении операций по разведке и(или) добыче полезных ископаемых.
Недропользователи обязаны содействовать развитию национальной экономики, путём передачи казахстанским компаниям технической документации на выпуск оборудования и иной продукции, которые они применяют в своей работе, и приобретения этой и иной продукции у отечественных производителей».
● п.16 ст.121 «Общие условия разведки и добычи углеводородов» фракция «Ак жол» предлагает изложить в новой редакции:
«16. В контрактах с обязательным долевым участием национальной компании в области углеводородов доля участия национальной компании в уставном капитале оператора должна составлять не менее 51%».
При этом, мы предлагаем исключить из Кодекса действующие нормы о том, что «В последующем указанный размер доли участия национальной компании в уставном капитале оператора может быть снижен при условии, что национальная компания сохранит контроль за принятием недропользователем решений по контракту», а также, что
«Положения настоящего пункта не распространяются на контракты на разведку и добычу или добычу углеводородов по сложным проектам.» - как не соответствующие новой редакции Конституции Республики.
В ходе сегодняшнего заседания рабочей группы по Кодексу о недрах были обсуждены эти предложения. Как и ожидалось, против наших инициатив выступило Министерство энергетики. Аргументы вице-министра А.Хасенова свелись к тому, что: 1) контракты должны быть выгодны прежде всего инвесторам, 2) никто не вправе требовать пересмотра уже действующих условий контрактов, 3) если инвесторам будет невыгодно, ресурсы останутся лежать в земле невостребованными.
Мне пришлось напомнить коллегам, что:
1) Указанная норма Конституции (о принадлежности недр народу) была принята на всенародном референдуме. И у депутатов, и у правительства нет даже права обсуждать, как её обойти; но есть обязанность её выполнять. Именно на это направлены поправки Демпартии «Ак жол». Иначе получается, что в Конституции написано одно, а законы говорят другое.
2) Исходя из этого, контракты должны быть выгодны прежде всего народу Казахстана, как собственнику недр. А пока зарубежные аналитики сообщают, что от крупнейшего нефтегазового месторождения Кашаган, Казахстан сегодня получает всего лишь 2%, а 98% - те самые инвесторы, о которых так печётся министерство. На этом фоне подозрительно, что правительство до сих пор никак не прокомментировало такую информацию.
3) Фракция «Ак жол» с 15 июня прошлого года требует раскрыть для общества все нефтегазовые и рудные контракты. И если их условия не соответствуют национальным интересам Казахстана – мы (парламент и правительство) обязаны пересмотреть такие контракты, независимо от того, когда они были заключены. Конституция имеет высшую юридическую силу, а согласно Конституции, международные договоры могут иметь приоритет только в том случае, если они ратифицированы Парламентом (ст.4 Конституции РК). Но, насколько мне известно, ни один нефтегазовый контракт, включая СРП, не был ратифицирован парламентом, а значит, они должны подчиняться Конституции и нашим законам.
4) Также непонятно, почему чиновники так стремятся срочно выкачать и распродать все природные ресурсы. Эти богатства перешли к нам от многих поколений предков. По-хорошему, они принадлежат и не нашему поколению, а будущим потомкам. Почему чиновники живут одним днём, не думают о будущем, кто вас торопит немедленно всё продать и проесть?
Если инвесторы не хотят учитывать наши национальные интересы – ничего страшного. Недра никуда не убегут, сохраним их для потомков. Или для тех инвесторов, которые понимают, что дружбы в одну сторону (как 2% на 98%) – такой дружбы не бывает. Это называется по-другому. А мы должны использовать недра и для достойных доходов государства, и для технологического развития экономики.
Интересно, что в этой дискуссии на рабочей группе позицию фракции «Ак жол» не поддержал никто. Минэнергетики попросил время «на доработку», от других депутатов вообще прозвучало предложение отправить наши поправки на заключение правительства. Хотя заранее понятно, каким оно будет, учитывая наши предыдущие депутатские запросы на эту тему.
Ничего, поборемся. Надо быть спокойным и упрямым.