Азат Перуашев, Демпартия «Ак жол»
(размышления о Курултае и налогах)
«Дайте мне точку опоры и я переверну мир» - говорил Архимед.
Но когда мир переворачивается сам по себе, точка опоры нужна, чтобы шагнуть в будущее – подумалось мне, слушая Президента К.Токаева на Курултае.
Выступление Касым-Жомарта Кемелевича затронуло широкий пласт тем, возникших перед нашей страной и всем миром в последние годы. Показательно, что текущие внутренние вопросы Глава государства рассматривает в контексте глобальных перемен, оценивая их не только как руководитель страны, но и как профессиональный дипломат.
«Все мы стали свидетелями и даже участниками масштабной трансформации мира…
Беспрецедентная конфликтность, острый кризис взаимного доверия, ползучая эрозия международного права, экономические войны стали неотъемлемой частью нынешней ситуации в мире. Все это происходит на фоне появления нового технологического уклада, обострения борьбы за критические ресурсы, переформатирования производственных и торгово-логистических цепочек, техногенных и природных катастроф.
…Утрачивает свою актуальность глобализм, на первый план выходят государственный национализм, стремление к разделу сфер влияния, регионализация мировой политики» - отметил К.Токаев.
Действительно, новостные сводки констатируют крушение прежнего равновесия, бессилие международных институтов в разрешении острейших споров. В этой ситуации наверняка многие страны и корпорации, политики и бизнесмены озабочены лихорадочным поиском «тихой гавани» и сохранением статуса-кво.
Но только единицы воспринимают нынешние вызовы ещё и как возможность для позитивных перемен.
Как подчеркнул наш Президент, «Казахстан имеет хорошие возможности для рывка вперед в своем развитии…; Нам следует подготовить страну к надвигающимся глобальным переменам, сделать Казахстан сильным государством, способным справиться с любыми вызовами. Это моя главная миссия как Президента, и это основная задача всей нашей нации».
Считаю, что именно в этом ключе нужно рассматривать поручения Главы государства по укреплению нашей национальной идентичности, как единого народа Республики. Напомню, что «государственный национализм» подразумевает единство нации на основе гражданства единого государства, с едиными ценностями и интересами. При этом Президент особо отметил приоритет национальной идентичности даже над такой важной составляющей, как религиозная принадлежность, тем более, когда речь идёт о нетрадиционных для казахского народа течениях.
К.Токаев выступает активным подвижником развития национальных традиций, их соответствия новой этической парадигме, воспринятой и поддержанной обществом. Заявлена новая концепция празднования Наурыза, каждый из дней которого получил конкретное содержание – день благотворительности, день семьи, день национальной одежды, обновления, солидарности, национального спорта и т.д.
Когда на стыке 80-х и 90-х, после старательного забвения тоталитарной властью, этот праздник возвращался к народу, то первые годы люди отмечали его с воодушевлением и даже каким-то удивлением. (см.например: https://t.me/ztb_qaz/33724) А сегодня происходит наполнение древней традиции новыми смыслами, придающими сакральное значение, казалось бы, обычным, но таким важным человеческим качествам: взаимному уважению, неравнодушию, бережливости, целеустремлённости.
Говоря об идеологии, культуре и истории, Глава государства остаётся верным себе, настаивая на честном отношении к делу, предупреждая о недопустимости фальсификации и подмены понятий.
«Нельзя превращать ономастику в инструмент прославления личностей, чьи «исторические заслуги» не подтверждаются никакими архивными документами. Причем мифологизацией советских деятелей, в том числе тех, которые были причастны к организации Ашаршылық, занимаются лица, сделавшие карьеру уже в независимом Казахстане. Это печальное явление, которое тяжело понять».
Президент К.Токаев особо отметил и такое событие: «Сто лет прошло и с момента возвращения исконного самоназвания нашего народа «қазақ». Конечно, истоки нашей государственности уходят вглубь веков. Однако мы должны открыто говорить, что возврат нашего исконного самоназвания стал важным шагом в восстановлении исторической справедливости».
Но «государственный национализм» для Касым-Жомарта Кемелевича – не синоним «замкнутого пространства», а способ донести согражданам масштабное понимание роли и места нашего народа в открытом общечеловеческом процессе.
«Мы должны заниматься позиционированием Казахстана как самостоятельной части мировой цивилизации. Важно в полной мере раскрыть уникальность и универсальность опыта нашего народа…
Многие страны смогли совершить прорыв в своем развитии благодаря гармоничному синтезу традиций и инноваций. Точно так же и нам необходимо вписать нашу самобытную культуру в реалии современного мира» - говорит он.
В масштабе этих процессов, Президент увязывает воедино моральные ценности и экономику, национальную идентичность и государственное развитие. Называет четыре направления, в которых у Казахстана есть большие возможности в международном масштабе: цифровизация и искусственный интеллект, транспорт и транзит, энергетика, агропромышленный сектор, движущей силой которых призван быть человеческий капитал.
Как известно, развитие цифровизации и повсеместное внедрение ИИ в экономике, социуме и госуправлении давно стали одним из главных требований Президента. И события последнего времени только подтвердлают актуальность этих инициатив.
«Наступила новая эпоха, когда по сути определяется, какие страны смогут поставить новые технологии себе на службу, а какие останутся в хвосте прогресса.
Искусственный интеллект непосредственно участвует в кардинальной трансформации всех отраслей… Меняются сама суть и формы человеческой деятельности».
Другими словами, Глава государства рассматривает ИИ и цифровизацию как важный инструмент не только по преодолению глобальных опасностей, но и по преобразованию их в широкий потенциал для успешного роста Казахстана.
«Цифровая трансформация… должна стать ключевым фактором усиления конкурентоспособности нашей страны. И здесь большую роль играет развитие индустрии цифровых активов и технологии блокчейна.
Необходимо принять срочные меры с целью либерализации регулирования отрасли для легального оборота цифровых активов, деятельности криптообменников, привлечения инвестиций в цифровой майнинг. Это укрепит позиции нашей страны как регионального центра цифровых финансовых технологий, позволит сократить теневой оборот цифровых активов, будет способствовать увеличению налоговых поступлений» - подчеркнул Президент на Курултае.
И, к слову, как тут не вспомнить споры депутатов фракции «Ак жол» с Нацбанком и Правительством в 2017-18 годах, которые ввели запрет на использование криптовалюты, тем самым «заморозив» на годы внедрение в нашей стране бурно растущего новшества.
Если явление захватывает инициативу и это невозможно остановить, то остаётся один выход – «проникни и возглавь», то есть легализуй и регулируй – говорили мы, например, в депутатском запросе Правительству в мае 2018 (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/migrated_6079). Но безуспешно.
Между тем, опыт зарубежных маркетплейсов показал, насколько негативно сказывается на национальной экономике отсутствие взаимодействия и коллаборации цифровых площадок с отечественными производителями, которые сегодня выпадают из глобальных цепочек поставок. И обратный пример Каспи-банка наглядно демонстрирует имеющийся потенциал казахстанского финтеха, который необходимо культивировать и защищать.
Считаю, что поручение Касым-Жомарта Кемелевича сыграет сильную роль в национальной экономике, создаст целую инновационную отрасль, которая станет платформой для квалифицированных рабочих мест и новым источником доходов общества и бюджета.
Учитывая опыт появления энергодефицита на первой волне нерегулируемого майнинга, а также масштабные планы индустриального и инфраструктурного развития, Президент предупреждает, что «В таких реалиях энергодефицит в регионе и мире будет неуклонно расти. Поэтому Казахстан должен не только достичь полного самообеспечения электроэнергией, но и стать крупным экспортером на мировом энергетическом рынке…
Одобрив на референдуме решение о строительстве первой АЭС, граждане дали старт решению данной стратегической задачи…
Для нас стратегически важно создать новую энергетическую отрасль, которая обеспечит прочную базу динамичного экономического развития на десятилетия вперед. Именно поэтому считаю необходимым возвести не одну, а три атомные электростанции и, в конечном счете, сформировать полноценный ядерный кластер».
Как одно из важнейших поручений Главы государства нужно отметить также устранение дисбалансов в региональном развитии. Сегодня с аналогичными проблемами сталкиваются практически все средние и большие страны, включая даже полуторамиллиардный Китай. Как показывает мировой опыт, в депрессию и застой нередко попадают и вчерашние промышленные лидеры, запоздавшие с технологической модернизацией.
Поэтому выравнивание темпов развития, «подтягивание» слабых регионов – равносильно борьбе с расколом общества на богатых и бедных. А это – одна из приоритетных задач любого социального государства. «Сильные регионы – сильная страна» – один из незыблемых принципов моего политического курса» – отмечал Президент.
Он перечислил целый ряд крупных индустриальных и инфраструктурных проектов, на финансирование которых уже в текущем году планируется направить до 8 триллионов тенге, с увеличением в последующие годы до 10 триллионов.
«Бизнес был и остается в фокусе внимания Правительства» - подчеркнул по этому поводу К.Токаев и привёл примеры строительства газоперерабатывающего завода на Кашагане, двух магистральных газопроводов, электростанций ПГУ в Кызылорде и Туркестанской области, модернизацию двух ТЭЦ в Алматы; запуски ферросплавных заводов в Караганде и Экибастузе, химического комплекса в Жамбылской области, автомобильных заводов в Алматы и Костанае и т.д.
Глава государства также отдельно отметил строительство автомагистрали от Астаны к Транскаспийскому коридору, который пройдёт через Тургайский регион и придаст импульс развитию Центрального Казахстана, остававшегося до сих пор на периферии национальной экономики.
«И таких проектов у нас немало: в машиностроении, металлургии, нефтехимии, агропромышленной и транспортно-логистической сферах. В течение следующих четырех лет в стране каждый год будет запускаться около 200 инвестиционных проектов. Таким образом мы сформируем новый индустриальный каркас, укрепим транзитно-транспортный потенциал нашей страны» - уверен Президент.
Думаю, что не за горами и раскрытие потенциала добычи и использования редких и редкоземельных металлов, о чём он же говорил на заседании Правительства в феврале. События в мире показывают обострение конкуренции за данные ресурсы, и Казахстан, обладающий одним из богатейших запасов такого сырья, должен стать полноправным участником мирового рынка.
Наконец, вопрос, по которому Президент К.Токаев обозначил своё видение в начале выступления на Курултае – налоговая реформа. Нужно отметить, что Демпартия «Ак жол», представляющая интересы отечественных предпринимателей, выступает конструктивным оппонентом Правительства в данной дискуссии.
Касым-Жомарт Кемелевич подчеркнул, что «Правительство представило новые подходы к налоговой реформе. Предлагаемые меры в целом верны, они учитывают базовые экономические и социальные факторы.
В профессиональных кругах, да и в обществе, уже сложилось понимание необходимости повышения ставки налога на добавленную стоимость…
Наше государство – социальное, поэтому мы продолжим инвестировать в образование, здравоохранение. Это наша конституционная обязанность...
Правительство обоснованно обратило внимание на такое явление, как дробление бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов… Надо признать, что дробление бизнеса стало следствием упущений в законодательстве, данный вопрос был недостаточно проработан и Правительством, и депутатами…
Нужно в срочном порядке выправлять ситуацию. Это мое обращение к Правительству и Парламенту – следует срочно внести необходимые изменения в законодательство».
Действительно, в проекте нового Налогового кодекса Правительство существенно пересмотрело ряд прежних подходов. Фракция «Ак жол» приветствует сокращение необоснованных льгот и преференций, создающих неконкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.
Мы также уверены в необходимости роста доли налогов в ВВП страны, более того: еще в прошлом году «Ак жол» направил предложения в данный законопроект об увеличении налоговой нагрузки на сверхприбыльные отрасли – банки, крупные добывающие компании, экспортёры природного сырья, игровой бизнес. Причём, здесь увеличение доходов в бюджет целесообразно сразу по двум направлениям: как через значительное сокращение возврата НДС за экспорт природных богатств, так и через увеличение корпоративного подоходного налога, который уплачивается с чистой прибыли и не влияет на цену для потребителя и социальное самочувствие населения.
После недавнего жёсткого разоблачения Премьер-Министром О.Бектеновым схем уклонения от налогов, возможно, следует рассмотреть аналогичные походы и в отношении монополистов в строительной и торговой сфере (за исключением строительства социального жилья). Кроме того, фракция «Ак жол» регулярно ставит вопросы об увеличении поступлений НДС от импорта и противодействия контрабанде, как форме уклонения от налогов (например, в депутатском запросе от 26 февраля т.г., https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/na-fone-diskussii-o-nalogah-zashtitit-biudzhet-i-otechestvennj-biznes-ot-nedobrosovestnogo-importa).
Что касается НДС, то фракция «Ак жол» признательна Главе государства за решение о введении дифференцированных отраслевых ставок для социальных и приоритетных секторов экономики, от которых Правительство упорно отказывалось в предыдущие годы. Можно напомнить, что в 2020 г. Президент К.Токаев своим решением уже вводил пониженную ставку 8% НДС для социально-значимых товаров на период пандемии, однако когда депутаты нашей фракции предложили внести соответствующую поправку в Налоговый кодекс, это предложение было заблокировано чиновниками. И только после прямого поручения Президента 7 февраля т.г., дифференцированные ставки вошли в нынешний законопроект, и то не 8%, а 10%.
В качестве борьбы с дроблением бизнеса, Правительство предложило резкое понижение порога того же НДС.
Между тем, действующий порог не помешал Минфину выявить 633 крупные компании, уходившие от налогов путём дробления. И сделать это не снижением порога, а через т.н. «цифровой НДС».
Как и подчеркнул на Курултае Глава государства, «Применение искусственного интеллекта кардинально повысит эффективность использования бюджетных средств, улучшит налоговое и таможенное администрирование…».
Уклонение от налогов происходит через многоходовые схемы, где дробление единого производственного процесса – только первый этап, за которым следует вывод средств и их консолидация у конечных бенефициаров, через обналичивание или фиктивные сделки. Решающую роль здесь играют взаимоотношения участников и их финансовые действия. Поэтому выявить искусственное дробление бизнеса просто через порог оборота невозможно, это задача связанных алгоритмов, решать которые призваны цифровые инструменты, о чём и сказал Президент. Определённые шаги в этом направлении уже делаются, что и позволило Минфину предъявить претензии первым крупным компаниям. Фракция «Ак жол» готова принять самое действенное участие в исполнении поручения К.Токаева о разработке законодательных мер по борьбе с такими схемами.
В свою очередь, критическое понижение порога (сразу в 5 раз!) до 15 млн.тг., создаст избыточную нагрузку для настоящего малого бизнеса, так как их чистая прибыль при таком обороте составит 200-250 тыс.тг в месяц на весь трудовой коллектив. И если там работает хотя бы 3-5 человек, то их зарплата упадёт ниже минимального размера МЗП. Это создаст риски закрытия или ухода в тень таких реальных предприятий.
А планируемое «смешение» НДС и розничного налога для работы с юрлицами (B&B) повлечёт необходимость раздельного учёта и содержания штатной бухгалтерии, что увеличит непроизводительные расходы и административную нагрузку на МСБ. Фракция «Ак жол» считает, что данные вопросы нуждаются в тщательном обсуждении, чтобы не пострадал добросовестный бизнес. В экономической науке хорошо известна «кривая Лаффера», показывающая, как чрезмерное увеличение фискальной нагрузки может вызвать сокращение поступлений, чего, конечно, необходимо избежать.
В то же время, преобразовывается режим розничного налога для МСБ: снимаются ограничения по численности работников, компании с доходом выше 100 млн тенге смогут вычитать фонд оплаты труда из облагаемого дохода. Это позитивные решения, однако их предлагается установить только для работы с физлицами (B&C) и по сокращённому перечню видов деятельности, что также требует обсуждения.
Не случайно высказываются предложения о поэтапном введении нового формата НДС, чтобы смягчить социальные последствия и адаптацию бизнеса к таким условиям. Эти и другие предложения обсуждаются на рабочих группах Мажилиса, уверен, что Парламент и Правительство примут обоснованные решения, как с самого начала дискуссии и ожидает Президент.
В этой связи также считаем крайне важными для бюджета слова Касым-Жомарта Кемелевича о том, что «Неприоритетные расходы будут сокращаться, необходимость в этом очевидна. Правительство до конца года должно окончательно определиться, каким образом такие расходы следует оптимизировать».
Данное поручение затрагивает вопросы ужесточения бюджетных процессов, противодействия коррупции, сокращения неэффективных затрат госорганов и квазигоссектора, о которых ежегодно докладывают Высшая аудиторская палата и уполномоченные органы.
Таким образом, высказанные на Курултае Президентом К.Токаевым инициативы позволяют увидеть текущий момент в новом измерении. Надеюсь, они действительно смогут стать опорой в нашем движении вперёд.