28
Декабря

В конце года принято подводить итоги

https://t.me/peruash/10596

В конце года принято подводить итоги. Это важно по нескольким причинам: и как повод вернуться к актуальным темам, отодвинутым было постоянно набегающей «текучкой»; и как метод предварительной оценки сделанного, и как «сверка часов» на год грядущий.  

После прошлогоднего референдума по Конституции, даже самым упёртым ретроградам стало очевидно, что перемены неизбежны. И не только неизбежны – они жизненно необходимы, если мы хотим построить действительно современное, цивилизованное, прогрессивное государство, а не скатиться в средневековье и мракобесие.

Тон и направление перемен задал президент К.Токаев, и этот вектор поддержал народ Казахстана и на референдуме, и на последовавших президентских выборах.

В этой связи, у Демпартии «Ак жол», опирающейся на национальный бизнес и производственные коллективы – сформировался свой блок задач по реализации реформ президента в отраслях экономики. Прежде всего, это защита прав и интересов бизнеса, стимулирование предпринимательской активности, улучшение инвестиционного климата.

 

Что удалось нашей фракции за первый год в VIII созыве Мажилиса?

1. Глава государства поручил оберегать бизнес от необоснованного давления контролирующих органов.

Особо отмечу слова К.Токаева в нынешнем Послании –  определить порог привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые нарушения.

Депутаты «Ак жола» направили госорганам 63 депутатских запроса, из которых 38 (или 60%) касались именно защиты интересов предпринимателей и в том числе – от уголовного преследования.

 

Некоторые поднятые нами проблемы удалось решить: так, в ответе на запрос от 6 апреля т.г., уже 10 мая вице-премьер Е.Жамаубаев сообщил, что за нарушения прав бизнеса по запросу «Ак жола» привлечены к ответственности 19 должностных лиц органов госдоходов.

По некоторым другим вопросам достигнуто понимание с госорганами: например, 4 декабря Генеральный прокурор Б.Асылов поддержал предложения фракции «Ак жол» (запрос от 8 ноября т.г.) об уменьшении давления на предпринимателей за нарушения при получении мер господдержки (грантов, субсидий, льгот).

В целом, можно отметить нарастающую роль Генеральной прокуратуры в защите бизнеса – так, по официальным данным, за 2023 год число регистрируемых уголовных дел против предпринимателей сократилось в два раза – с 837 до 402.

Эта активизация правозащитной работы прокуратуры также происходит по прямому поручению президента К.Токаева, более того, глава государства «накачивает» надзорный орган всё новыми полномочиями и расширяет поле их деятельности. Так, в поддержку инвестиционных проектов президент приказал создать цифровую платформу, которая в режиме реального времени будет отслеживать их реализацию, а по всем ограничительным мерам госорганов в отношении инвесторов поручено ввести “прокурорский фильтр”, который защитит инвесторов от необоснованных штрафов и налогов, несправедливых судебных разбирательств.

Такой подход наглядно демонстрирует акценты экономической политики Касым-Жомарта Токаева, и Демпартия «Ак жол», как проводник интересов промышленников и предпринимателей, непосредственно участвует в их практическом применении.

 

2. Крайне важным и имеющим долгосрочное воздействие на экономику считаю инициативу президента об обязанности сырьевых гигантов, десятилетиями эксплуатирующих природные богатства нашей страны – в приоритетном порядке обеспечивать добываемыми ими материалами (прежде всего металлами) отечественные обрабатывающие предприятия.

Эта проблема, когда иностранные инвесторы вывозят из страны добываемую руду и металлы на экспорт, игнорируя потребности казахстанских производителей кабельной, аккумуляторной, строительной, автомобильной и другой продукции – годами поднималась отечественными заводами и Демпартией «Ак жол».

В 2021 году, при рассмотрении закона «О промышленной политике», наша фракция добивалась включения такого обязательства, но в итоговом документе (вероятно, не без участия заинтересованных сторон), оно было заменено на «добровольные соглашения», которые хотя и помогли обрабатывающим предприятиям, но последнее слово оставили за добывающими гигантами.

Лишь после референдума по Конституции, закрепившего собственность на землю и недра за народом Казахстана, мы смогли вернуться к данному вопросу. И в рамках обсуждения законопроекта «О ведении бизнеса», фракция «Ак жол» внесла предложение об обязательном характере обеспечения отечественной обрабатывающей промышленности (по справедливым ценам, рассчитываемым от международных котировок LME) добываемой в нашей же стране металлами. Правительство согласилось с нашей поправкой, и вчера пленарное заседание Мажилиса приняло этот закон во втором чтении. Уверен, что реализация этого поручения К.Токаева даст огромный импульс развитию технологичных производств, более того – заставит тех инвесторов, кто 30 лет просто качал казахские руду и металлы за рубеж – задуматься об организации здесь ими же самими и следующих переделов добываемого сырья.

 

3. Глава государства инициировал разработку нового Налогового кодекса, с тем, чтобы фискальная нагрузка была более справедливой и преследовала цель не только наполнения бюджета, но и стимулирования приоритетных секторов экономики.

Напомню, что Демпартия «Ак жол» на протяжении всех лет работы в парламенте выступала с требованиями перехода к дифференцированным ставкам налогов, с их увеличением для сверхдоходных отраслей (банковский и добывающий сектора) и минимальной нагрузкой на социальные и инновационные группы товаров. То, что наши предложения оказались созвучными инициативе Касым-Жомарта Кемелевича – придало конкретные контуры и понятную перспективу ожиданиям бизнеса.

С июля т.г. наша фракция совместно с министерством национальной экономики (с участием министра А.Куантырова) и руководства КГД Минфина (Ж.Нуржанов) провела серию открытых обсуждений концепции нового Налогового кодекса, в том числе в регионах. Эти дискуссии носят острый характер, по ряду моментов (таким, как повышение НДС и отказ от отраслевых ставок этого налога) у предпринимателей и нашей фракции сформировалось мнение, отличное от позиции разработчика.

Тем не менее, такие заявленные инициативы, как переход к сервисной модели (помогать, а не штрафовать), снижение налоговой отчётности (сразу на 30%), отмена расчётов и деклараций по обязательствам менее 1 млн т.г. (что отменит значительную часть бюрократии), да и сама открытость обсуждения – позволяют смотреть с оптимизмом на дальнейшую работу в этом направлении. В частности, Демпартия «Ак жол» совместно с МНЭ и Минфином планируем продолжить выездные обсуждения концепции кодекса с бизнесом Алматы, Костаная и Атырау.

Вообще же считаю предстоящее рассмотрение этого документа одним из главных событий парламентского сезона 2024 года. Предостерегаю себя и коллег от завышенных ожиданий, но принятие нового Налогового кодекса – действительно уникальная возможность сформировать более либеральный и комфортный для предпринимателей бизнес-климат, как и обеспечить справедливое и полноценное наполнение бюджета.

Кстати говоря, даже в ходе работы над действующим кодексом фракции «Ак жол» удаётся улучшать условия для бизнеса – так, в ноябре мы настояли на отмене подоходного налога с дивидендов по ценным бумагам компаний, обращающихся на фондовой бирже.

 

4. Вместе с тем, по аналогии с ожиданиями от нового Налогового кодекса, целый ряд здравых и прогрессивных начинаний главы государства ещё требуют своей реализации. Прежде всего, речь идёт о поручениях, данных им в рамках Послания 1 сентября, где К.Токаев ясно обозначил необходимость смены экономической политики – от банковско-сырьевой парадигмы – к производительной экономике. Этой тематике посвящены больше половины депутатских запросов и предложений в законы от фракции «Ак жол»: речь идёт о развитии энергетического и нефтегазового машиностроения, внедрения новых инвестиционных преференций, поддержки среднего бизнеса и многом другом.

Так что уходящий год был сложным и насыщенным, а все последующие будут не хуже. Говорю «не хуже» - потому что упорно работать над развитием и усилением своей страны и своего государства – не только правильно, но ещё и достойно.