17
Сентября

В партии “Ак жол” обсудили проблемы автодорожной отрасли

https://t.me/peruash/6915

Вчера, с участием министерств, Ассоциации автодорожной отрасли, компании «Казавтожол», руководителей дорожных предприятий, асфальтобетонных заводов и мостовиков, провели расширенное заседание парламентской фракции Демпартии «Ак жол» по проблемам отрасли.



По мнению предпринимателей, ситуация тупиковая, угрожающая полной остановкой работы по ряду проектов. Основная причина - дефицит и резкий скачок цен на битум, но не только это.


Заседание проходило в режиме видеоконференции, поэтому удалось высказаться дорожникам из разных регионов. 


Комплексное видение вопроса изложил руководитель ассоциации предприятий автодорожной отрасли Баглан Баймагамбетов. Выступления коллег из Карагандинской, Улытауской, Акмолинской, Жамбылской, Алматинской областей, Алматы, Астаны и т.д., дополнили его слова местными подробностями.


Ответы вице-министра финансов Эльдара Казганбаева, председателя комитета автодорог Мининдустрии Толегена Абдуллина, директора департамента переработки нефти Минэнергетики Самата Мергенова, руководства АО «Казавтожол» и РГП «Центр качество дорог» и др. показали понимание ситуации и ведущуюся работу над её разрешением, как и то, что быстрого улучшения не предвидится.


Коротко суммируя итоги дискуссии, можно выделить такие группы вопросов:


 1. Необходимость пересмотра госзакупок и методологии ценообразования в дорожном строительстве и среднем ремонте, в частности системы начисления баллов, нормы прибыли и сохранения 2% непредвиденных расходов. Дать возможность переходящего финансирования работ, без многомесячного разрыва в начале года. Как сообщил вице-министр финансов Э.Казганбаев, соответствующие поправки в законодательство подготовлены госорганами, Демпартии «Ак жол» будет нужно подключить к их обсуждению предприятия отрасли.


 2. Организовать производство, фасовку, транспортировку, складирование битума в зимний период и финансирование выбывающих оборотных средств предприятий на этот период. Проблема в том, что при наличии достаточных производственных мощностей трёх основных производителей битума и появления других, битум производится только в сезон дорожно-строительных работ, т.е. с марта по октябрь. Холодные месяцы заводы простаивают, из-за падения качества битума при повторном разогреве после застывания. Решение вопроса - в организации фасовки (для избежания наливного складирования и последующего повторного разогрева), транспортировки битума до места назначения ещё до начала строительного сезона. Переход и финансирование (что очень важно!) к такой тактике на данном совещании обозначил АО «Казавтожол». Риск в том, что тем самым образуется очередной монопольный оператор, поэтому заявленный подход нуждается в расширении участников.


 3. Предприниматели подвергли жёсткой критике цену и качество поставляемого битума. Так, хотя директор департамента нефтепереработки Минэнергетики С.Мергенов уверял, что битум отпускается по 110-120 тыс тг/тн, компании заявили о невозможности приобретения битума напрямую у производителей, которые работают через посредников. Назывались цены в 250-270 тыс тг/тн., а директор ТОО «Агродор» Наталья Мальчушкина сообщила, что её предприятию в ответ на запрос о приобретении битума поступило ценовое предложение 300 тыс тг/тн. Так что тема посредников и тут нуждается в зачистке.

Что касается качества казахстанского битума, то зам.директора Центра качества дорожных активов Арман Карибеков подтвердил, что в текущем году из 690 проб 30% не соответствуют установленным требованиям.


 4. В ходе совещания прозвучало, на мой взгляд, крайне интересное выступление доктора технических наук, директора по науке НИИ «Каздоринновация» Бориса Асматуллаева. Профессор Б.Асматуллаев заявил о наличии ресурсосберегающих технологий, сокращающих расход битума и цемента в дорожном строительстве на 70% (!!!) и до 5 раз увеличивающих износостойкость дорог. Более того, данная технология в качестве пилотных проектов уже применялась на ряде участков, где подтвердила заявленные качества.


Данные показатели достигаются включением  самоцементирующихся шламов чёрной и цветной металлургии, что позволяет безболезненно вдвое сокращать толщину асфальтобетона. Вопрос лишь в переходе к повсеместному применению данных технологий и в доступности к отходам горно-металлургических предприятий.  Комитет автодорог и Ассоциация дорожников знают об этих разработках, но видят основную преграду в ценовой политике ГМК.


P.S. Сегодня утром созвонились с министром индустрии и инфраструктурного развития Каирбеком Ускенбаевым, который предложил в продолжение вчерашней работы, не откладывая в долгий ящик, уже в понедельник собраться снова по конкретным темам, обозначившимся на фракции. Продолжаем работу.