Рассматриваемый законопроект направлен на выполнение поручений президента и заслуживает поддержки уже потому что призван устранить дисбаланс, когда налоговая нагрузка на сырьевых олигархов не соответствовала извлекаемым ими доходам.
Но я хотел бы высказаться по
тем моментам, которые остались за рамками этого законопроекта, но которых давно
и безуспешно ждут сами предприниматели.
Прежде всего, нужно отметить,
что у налогов есть не только фискальная, но и стимулирующая функция, о которой
упорно забывают чиновники. Налоговая политика дает сигналы бизнесу, какие
сектора государство считает нужным развивать, а какие уже крепко стоят на ногах.
Так, начиная с 2012 года
фракция Демпартии «Ак жол» настойчиво предлагает правительству ввести отраслевые пониженные ставки НДС для
социальных и приоритетных товаров.
Этот подход широко используют
страны ОЭСР и Евросоюза: Швеция, Испания, Германия, Австрия, Польша, Литва и
др. Общая ставка НДС там может быть 20-25%, а для сельского хозяйства - 0%,
пищевой продукции и потребительских товаров – 3-5%, для строительства жилья,
стройматериалов, машин и оборудования – 6-8%.
Несколько лет назад даже
Россия внедрила этот механизм для продовольственных товаров отечественного
производства.
Однако наше правительство
упорно отказывается от таких инициатив.
В 2020 году, уже Президент К.Токаев, своим
решением в рамках ЧС, временно ввёл пониженную ставку НДС на социальные товары.
Но три попытки нашей фракции в том же году внести соответствующую норму в
Кодекс вновь наткнулись на отказ правительства, под предлогом «неудобства
администрирования».
Так для кого должны быть удобными налоги, для предпринимателей или для чиновников?
Сегодня на повестке дня борьба с ростом цен. Вот вам,
уважаемые госорганы, – конкретный инструмент для снижения себестоимости товаров.
Он тем более актуален, что в
рамках НДС получило широкое распространение двойное налогообложение, причём уже не с добавленной
стоимости, а с оборота.
Дело в том, что согласно
ст.403 Налогового кодекса, налоговые органы имеют право исключать НДС из
зачётной части и взыскивать его не только с конечной операции, а с полного
цикла оборота товара, за всех предшествующих участников оборота.
Да, на бумаге это касается
фактов уклонения от уплаты налогов и выписки фиктивных счетов-фактур. Но на
практике эта норма получила самое широкое распространение, коснулась десятков
тысяч предприятий, в ряде случаев привела к разорению бизнеса, когда, например,
ТОО с годовым оборотом в 400 млн.тг
начисляют налоги на 3-5 млрд. тг. И это реальные примеры.
Эта норма стала едва ли ни
самой широко используемой для шантажа,
вымогательств и рейдерского захвата предприятий.
Об этих проблемах президент
Токаев буквально на днях говорил с бизнесом.
О том, как контролирующие органы по-своему читают закон, говорит пресса: так, за один только вчерашний день в Алматы прокуратура отменила доначисления налогов на 757 предпринимателей, в столице – ещё на 170 субъектов МСБ. Это только в двух городах, и только за один день.
Или другая наболевшая проблема – возврат метода зачёта по НДС на импорт
пестицидов и племенных животных. Тысячи сельхозпроизводителей ждут этой нормы с
1 января, от которой бюджет ничего не теряет, зато у фермеров изымаются
оборотные средства.
Вот где и цены на мясо, молоко, пшеницу и т.д.
А законопроект обходит эту проблему и оставляет аграриев у разбитого корыта. И где тут сдерживание цен на продукты, где позиция Минсельхоза?
Вопрос и к самому НДС.
По природе это налог для сдерживания перепроизводства.
Но у нас – кризис не перепроизводства,
а «недопроизводства».
Сегодня уже около двух третей
кредитов идут не на производство, а на потребление, на финансирование импортозависимости.
Для сырьевых экономик как наша, НДС ещё и стимул вывозить сырьё, а готовые товары выгоднее импортировать, чем производить. Недаром у нас возврат НДС сырьевикам сопоставим с теми налогами, которые они уплачивают и служит огромным источником дополнительной прибыли за счёт государства.
Фракция «Ак жол» ранее уже
предлагала, если правительство не хочет вводить пониженные ставки НДС для социальных
товаров, то вообще рассмотреть вопрос о замене
НДС со всей его бюрократией - на налог с оборота/продаж. Это более
честный подход. Такой налог должен быть в 3-4 раза ниже НДС. Тогда производить
будет выгоднее, чем импортировать и перепродавать чужое. А главное – и расчёты
налога будут максимально простыми и понятными для всех.
В своё время Правительство пыталось подойти к этой реформе, но само же убило идею, не захотев существенно снижать ставку и включив каскадный метод начисления. Давайте вернёмся и изучим вопрос.
Ещё одна тема: после январских
событий Глава государства как главную задачу обозначил борьбу с бедностью. Это можно сделать только через развитие массового предпринимательства.
Но предпринимательство
задыхается под горой отчётов и проверяющих. Тот же НДС нереально сложный для
малого бизнеса налог, где предприниматель сам себе и кассир, и юрист, и
бухгалтер.
Поэтому для малых предприятий
мир давно придумал «Вменённое налогообложение» (патент): заплатил один раз в
год – и больше никто к тебе не лезет с проверками и штрафами.
Одно это решение создало бы столько рабочих мест, сколько не создала
ни одна программа занятости, на которые тратим десятки и сотни миллиардов.
Но получаем ответ
Правительства – это «пройденный этап», лучше НДС. А НДС – значит отчёты,
проверки, штрафы и взятки.
Предприниматель закрывает дело
и идёт просить соцпособие.
И таких примеров игнорирования
здравых идей молодыми, но уже равнодушными
чинушами – десятки.
Давно пора переходить к сервисной модели налогообложения, т.е. не штрафовать, а помогать предпринимателям.
На той же встрече с бизнесом
президент отметил дефицит мысли
в экономическом блоке правительства.
На самом деле, бизнес и партия
«Ак жол» годами выдвигают инициативы, направленные на глубокую реформу
экономической политики, на создание принципиально иного делового климата.
Но все они тонут в бюрократической машине.
А бизнесу, экономике нужна
новая парадигма, нужны перемены,
а не просто слова про Новый Казахстан.
И реформа Конституции ведётся чтобы начать уже менять и модель
государственного управления, и саму жизнь.
Так почему же вы стараетесь всё оставить как было раньше, с тотальным контролем, преследованиями предпринимателей, штрафами и взятками?
Фракция Демократической партии
«Ак жол» наверно в 100-ый раз требует рассмотреть перечисленные выше
предложения и некоторые другие, которые мы внесём в ходе обсуждения
законопроекта.
Мы поддержим данный документ с условием самого серьёзного изучения наших инициатив. Очередные отписки нас не интересуют.
Если уже берётесь выполнять поручения Президента – то имейте гражданскую смелость выполнять не только дословные указания, но и смысл этих реформ, имейте смелость идти на реальные и глубокие перемены экономической политики.
Иначе такое впечатление, что у чиновников дефицит не только мысли, но и дефицит духа, дефицит государственности.
Благодарю за внимание.