25
Май

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения изменений в Налоговый кодекс на пленарном заседании Мажилиса 25 мая 2022 года

Рассматриваемый законопроект направлен на выполнение поручений президента и заслуживает поддержки уже потому что призван устранить дисбаланс, когда налоговая нагрузка на сырьевых олигархов не соответствовала извлекаемым ими доходам. 

Но я хотел бы высказаться по тем моментам, которые остались за рамками этого законопроекта, но которых давно и безуспешно ждут сами предприниматели.

Прежде всего, нужно отметить, что у налогов есть не только фискальная, но и стимулирующая функция, о которой упорно забывают чиновники. Налоговая политика дает сигналы бизнесу, какие сектора государство считает нужным развивать, а какие уже крепко стоят на ногах.

Так, начиная с 2012 года фракция Демпартии «Ак жол» настойчиво предлагает правительству ввести отраслевые пониженные ставки НДС для социальных и приоритетных товаров.

Этот подход широко используют страны ОЭСР и Евросоюза: Швеция, Испания, Германия, Австрия, Польша, Литва и др. Общая ставка НДС там может быть 20-25%, а для сельского хозяйства - 0%, пищевой продукции и потребительских товаров – 3-5%, для строительства жилья, стройматериалов, машин и оборудования – 6-8%.

Несколько лет назад даже Россия внедрила этот механизм для продовольственных товаров отечественного производства.

Однако наше правительство упорно отказывается от таких инициатив.

В 2020 году, уже Президент К.Токаев, своим решением в рамках ЧС, временно ввёл пониженную ставку НДС на социальные товары. Но три попытки нашей фракции в том же году внести соответствующую норму в Кодекс вновь наткнулись на отказ правительства, под предлогом «неудобства администрирования».

Так для кого должны быть удобными налоги, для предпринимателей или для чиновников?

Сегодня на повестке дня борьба с ростом цен. Вот вам, уважаемые госорганы, – конкретный инструмент для снижения себестоимости товаров.

Он тем более актуален, что в рамках НДС получило широкое распространение двойное налогообложение, причём уже не с добавленной стоимости, а с оборота.

Дело в том, что согласно ст.403 Налогового кодекса, налоговые органы имеют право исключать НДС из зачётной части и взыскивать его не только с конечной операции, а с полного цикла оборота товара, за всех предшествующих участников оборота.

Да, на бумаге это касается фактов уклонения от уплаты налогов и выписки фиктивных счетов-фактур. Но на практике эта норма получила самое широкое распространение, коснулась десятков тысяч предприятий, в ряде случаев привела к разорению бизнеса, когда, например, ТОО с годовым оборотом в 400 млн.тг начисляют налоги на 3-5 млрд. тг. И это реальные примеры.

Эта норма стала едва ли ни самой широко используемой для шантажа, вымогательств и рейдерского захвата предприятий.

Об этих проблемах президент Токаев буквально на днях говорил с бизнесом.

О том, как контролирующие органы по-своему читают закон, говорит пресса: так, за один только вчерашний день в Алматы прокуратура отменила доначисления налогов на 757 предпринимателей, в столице – ещё на 170 субъектов МСБ. Это только в двух городах, и только за один день.

Или другая наболевшая проблема – возврат метода зачёта по НДС на импорт пестицидов и племенных животных. Тысячи сельхозпроизводителей ждут этой нормы с 1 января, от которой бюджет ничего не теряет, зато у фермеров изымаются оборотные средства.

Вот где и цены на мясо, молоко, пшеницу и т.д.

А законопроект обходит эту проблему и оставляет аграриев у разбитого корыта. И где тут сдерживание цен на продукты, где позиция Минсельхоза?  

Вопрос и к самому НДС.

По природе это налог для сдерживания перепроизводства.

Но у нас – кризис не перепроизводства, а «недопроизводства».

Сегодня уже около двух третей кредитов идут не на производство, а на потребление, на финансирование импортозависимости.

Для сырьевых экономик как наша, НДС ещё и стимул вывозить сырьё, а готовые товары выгоднее импортировать, чем производить. Недаром у нас возврат НДС сырьевикам сопоставим с теми налогами, которые они уплачивают и служит огромным источником дополнительной прибыли за счёт государства.

Фракция «Ак жол» ранее уже предлагала, если правительство не хочет вводить пониженные ставки НДС для социальных товаров, то вообще рассмотреть вопрос о замене НДС со всей его бюрократией - на налог с оборота/продаж. Это более честный подход. Такой налог должен быть в 3-4 раза ниже НДС. Тогда производить будет выгоднее, чем импортировать и перепродавать чужое. А главное – и расчёты налога будут максимально простыми и понятными для всех.

В своё время Правительство пыталось подойти к этой реформе, но само же убило идею, не захотев существенно снижать ставку и включив каскадный метод начисления. Давайте вернёмся и изучим вопрос.

Ещё одна тема: после январских событий Глава государства как главную задачу обозначил борьбу с бедностью. Это можно сделать только через развитие массового предпринимательства.

Но предпринимательство задыхается под горой отчётов и проверяющих. Тот же НДС нереально сложный для малого бизнеса налог, где предприниматель сам себе и кассир, и юрист, и бухгалтер.

Поэтому для малых предприятий мир давно придумал «Вменённое налогообложение» (патент): заплатил один раз в год – и больше никто к тебе не лезет с проверками и штрафами.

Одно это решение создало бы столько рабочих мест, сколько не создала ни одна программа занятости, на которые тратим десятки и сотни миллиардов.

Но получаем ответ Правительства – это «пройденный этап», лучше НДС. А НДС – значит отчёты, проверки, штрафы и взятки.

Предприниматель закрывает дело и идёт просить соцпособие.

И таких примеров игнорирования здравых идей молодыми, но уже равнодушными чинушами – десятки.

Давно пора переходить к сервисной модели налогообложения, т.е. не штрафовать, а помогать предпринимателям.

На той же встрече с бизнесом президент отметил дефицит мысли в экономическом блоке правительства.

На самом деле, бизнес и партия «Ак жол» годами выдвигают инициативы, направленные на глубокую реформу экономической политики, на создание принципиально иного делового климата.

Но все они тонут в бюрократической машине.

А бизнесу, экономике нужна новая парадигма, нужны перемены, а не просто слова про Новый Казахстан.

И реформа Конституции ведётся чтобы начать уже менять и модель государственного управления, и саму жизнь.

Так почему же вы стараетесь всё оставить как было раньше, с тотальным контролем, преследованиями предпринимателей, штрафами и взятками?

Фракция Демократической партии «Ак жол» наверно в 100-ый раз требует рассмотреть перечисленные выше предложения и некоторые другие, которые мы внесём в ходе обсуждения законопроекта.

Мы поддержим данный документ с условием самого серьёзного изучения наших инициатив. Очередные отписки нас не интересуют.

Если уже берётесь выполнять поручения Президента – то имейте гражданскую смелость выполнять не только дословные указания, но и смысл этих реформ, имейте смелость идти на реальные и глубокие перемены экономической политики.

Иначе такое впечатление, что у чиновников дефицит не только мысли, но и дефицит духа, дефицит государственности.

Благодарю за внимание.