24
Август

Взгляд на ход ликвидации последствий аварии на риддерской ТЭЦ

https://t.me/peruash/9675 

В Риддере ознакомились с ходом восстановления печально известной ТЭЦ. Как известно, прошедшей зимой на ряде энергопредприятий (Экибастуз, Риддер, Рудный) произошли аварии, которые поставили под угрозу жизнеобеспечение целых городов. Судя по всему, эта системная проблема связана с физическим износом зданий и оборудования, грозящим перерасти в коллапс всей энергосистемы Казахстана. 

 

К огромному сожалению, данный вопрос был упущен из контроля уполномоченных  госорганов, а потому сегодня под угрозой повторения таких ЧП находится множество энергопредприятий. Вновь назначенный директор Риддерской ТЭЦ, опытнейший энергетик Игорь Мельниченко вообще считает, что в зоне риска аварий нынешней зимой окажутся большинство из более чем 50 ТЭЦ по всей стране.

 

По его словам, авария на Риддерской ТЭЦ, по своим параметрам оказалась даже тяжелее экибастузской. Здесь из-за многолетних нарушений  технологии, произошел взрыв и пожар, который привел к обрушению кровли и разрушению части оборудования. Вместе с акимом Риддера Даулетом Батырбаевым спустились к газоходам, которые годами не очищались и оказались забитыми продуктами горения. А персонал станции, вместо регулярной прочистки газоходов, решал проблему ослабления тяги повышением температуры в системе, что привело к изменению свойств металла и послужило одной из причин аварии.


Масштабы повреждений поражают, а последствия в прямом смысле разгребают до сих пор. Но и работы идут полным ходом: круглосуточно на объекте задействованы более 400 человек, завозится оборудование и километры труб. 

В ликвидации последствий участвует и наш коллега - депутат Усть-Каменагорского городского маслихата от Демпартии «Ак жол» Андрей Ливеринов, который поставляет материалы для восстановления кровли.  

О ходе ликвидации последствий аварии информировал недавно вернувшийся на станцию (и упомянутый выше) И.Мельниченко, который работал здесь же директором в 2014-2018 годах, а также аким города Д.Батырбаев.

Как рассказывает Игорь Владимирович, до 2018 года ТЭЦ находилась в собственности американского инвестора, который обеспечивал выполнение технологических циклов и успешное рыночное управление предприятием. 

Оборудование и персонал работали «как часы», производственная дисциплина и порядок соблюдались на должном уровне, сбоев и аварий не допускалось. Прибыль своевременно вкладывалась в обновление агрегатов и достойный соцпакет, по итогам 2018 г. ТЭЦ имела более миллиарда прямых доходов на счетах, были выстроены доверительные отношения с поставщиками и потребителями. 


Возможно, кому-то налаженный порядок показался лёгкой добычей, пришли свои, казахстанцы (которых Игорь Владимирович почему-то назвал «банкиры»), отобрали у америкоса станцию, доходы стали выгонять неизвестно куда, что привело к хроническим проблемам с оплатой поставщикам и испорченными отношениями с потребителями, в частности с АО «Казцинком».   Накопили более 10 млрд долгов, количество работников сократилось с 344 до 160 чел. Причём произошёл отток квалифицированных профи, понимающих, чем грозит игнорирование регламентных работ и накапливаемый износ оборудования. Результат известен.

 

На сегодня закончен демонтаж поврежденных котлов, идёт сборка и установка топочных экранов, пароперегревателей, экономайзеров и других агрегатов. Колоссальные объёмы работы, причем их скорость нарастает (это отмечают сопровождавшие нас местные журналисты, посещавшие станцию пару недель назад). Здесь нужно отдать должное усилиям людей и решениям госорганов - от президента и правительства - и до местных акиматов. Выделены необходимые финансы, прибывают всё новые материалы. Особую помощь ТЭЦ оказывает АО «Казцинк», которое в целях экономии времени, не дожидаясь постановления правительства выделило 2 млрд тг на приобретение латунных трубок для турбин (трубки успели заказать и за полтора месяца получить из КНР, они уже собираются в трубчатки). Также «Казцинк» ведёт ремонт и обновление узловой электростанции, подающей э/энергию от ТЭЦ на свои предприятия.

 

Руководство станции и города высказывает осторожный оптимизм по поводу того, что к началу отопительного сезона будут запущены котлы, обеспечивающие среднее давление, а к наступлению сильных холодов (ноябрь), будет обеспечена полноценная работа станции. 

 

В то же время и директор ТЭЦ, и аким города отдельно оговаривают, что сейчас ведётся замена только того оборудования, которое вышло из строя к настоящему моменту. Между тем, все остальные элементы станции также находятся на грани физического износа и могут «выстрелить» в любой момент. Поэтому никто не хочет ручаться за такие агрегаты, например,  - за турбину номер пять, которую безуспешно пытались отремонтировать и перезапустить годами ранее, и даже не пытаются реанимировать в этот раз.

 

В целом, впечатления от знакомства с ситуацией на  Риддерской ТЭЦ двоякие. С одной стороны - проделана и продолжает проводится колоссальная работа, люди трудятся круглосуточно при свете прожекторов, торопясь обеспечить город теплом. 

В то же время, откровенно запущенное состояние  станции свидетельствует о временном эффекте этих сверхнапряжённых усилий, и о необходимости полной замены ТЭЦ и её технологий. Трудовой героизм Игоря Мельниченко и его команды всего лишь оттягивает конец станции, который виден невооруженным глазом. 

Самое же тревожное в том, что по словам И.Мельниченко, недавно приезжавший вице-министр энергетики высказался, что на других ТЭЦ ситуация ещё хуже. «Я не представляю, какое состояние там должно быть» - сетует седой инженер.

Выходит, все последние десятилетия энергетика страны выезжала на старом багаже, не создав ничего нового. Старый багаж износился и начинает разваливаться, а городам и предприятиям не на что опереться.

Респект и восхищение Игорю Мельниченко и его команде, но нужно принимать решения, как быть дальше всей энергетике. Этот вопрос фракция «Ак жол» ставила перед правительством и 12 лет назад, и после, и совсем недавно (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/ak-zhol-predlozhil-provesti-parlamentskoe-rassledovanie-po-avarii-v-kibastuze;

 

https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/ak-zhol-trebuet-likvidirovat-nenuzhnh-posrednikov-mezhdu-nergeticheskimi-kompaniiami-i-potrebiteliami;

 

https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/mashinostroenie-to-ne-tolko-avtomobili-na-fone-kommunalnh-katastrof-neobhodima-organizaciia-nergeticheskogo-mashinostroeniia). Но ясного видения у госорганов по-прежнему нет. 

 

Обсудили с Мельниченко и ряд проблем, которые нужно ставить хотя бы по поводу нынешней ситуации. В частности, если восстановительные работы по ремонту и замене оборудования сегодня уже набрали скорость, то на угольном складе находится совсем небольшое количество запасов топлива, и это может стать очень серьезной проблемой, поскольку у ТЭЦ имеются миллиардные долги перед угольщиками, которые могут отказаться от новых поставок. В таком случае даже завершение ремонта не означает полноценного запуска станции, необходимо обеспечить закуп и доставку угля, а также восстановить и приобрести соответствующее  оборудование: краны, локомотив, погрузчики, кары. На угольном складе наблюдали опрокинувшийся козловой кран - это все, что имеется из нужных машин.

 

Игорь Владимирович также высказал критику требованиями антимонопольных органов, в частности, той практике, когда в случае выбытия персонала, ТЭЦ обязана сокращать создавшуюся вакансию. Это требование привело к тому, что на станции дефицит штата от производственной потребности составляет порядка 180 единиц. Как сообщает аким, данный вопрос обещает быть решенным на уровне Правительства в рамках ликвидации последствий ЧС. 

Однако сама по себе проблема показательная и системная. Нужно её изучить, и в случае подтверждения, фракция «Ак жол» потребует изменения таких норм, приводящих на практике к катастрофическим последствиям. 

 

Нужно отдать должное тем решениям, которые сегодня предпринимает государство и Правительство. Мы видим, что на эти задачи брошены огромные усилия и средства. 

Но от роли «пожарной команды» нужно переходить к планомерной работе в рамках ясной экономической модели, о чем недавно говорил президент.