Министру национальной экономики
Республики Казахстан
Бишимбаеву К. В.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Куандык Валиханович!
В партию «Ак жол» обращаются предприятия легкой промышленности Казахстана по вопросу незаконного ограничения честной конкуренции и фальсификации данных при поставках вещевого имущества для нужд Министерства обороны.
Как следует из обращения, Национальная компания «Казахстан инжиниринг» как заказчик отдает все заказы по вещевому имуществу для Министерства обороны - Консорциуму «Жасампаз», который затем распределяет их среди своих членов. Между тем, Консорциум – это даже не ассоциация предприятий, а временное объединение предприятий, не связанных между собой по производственной линии, но договорившихся о проведении согласованных действий. Указанный Консорциум был образован лишь несколькими товаропроизводителями и своими действиями ограничивает права других отечественных товаропроизводителей из числа потенциальных поставщиков текстильной продукции.
Тем самым происходит ограничение справедливой конкуренции и искусственное формирование доминирующего положения на рынке одной группы компаний.
В феврале 2016 года НК «Казахстан инжиниринг», уполномоченный Министерством обороны на выбор исполнителей государственного оборонного заказа, направлял запросы отечественным производителям по подтверждению производственных мощностей и прочих ресурсов, необходимых для исполнения заказа на сумму более 9 млрд.тг.
Консорциум «Жасампаз» взял на себя обязательства обеспечить 96-процентное казахстанское содержание товаров, и на этом основании был определён как поставщик данного заказа.
Вместе с тем, в апреле 2016 года Консорциум, в свою очередь, направляет запросы другим отечественным производителям на предмет их возможностей для исполнения заказа, поскольку как выясняется, своих ресурсов для исполнения заказа у Консорциума недостаточно.
Более того, само утверждение, будто Консорциум «Жасампаз» способен обеспечить производство вещевой продукции из текстиля с 96% казахстанским содержанием, на основании чего он и был определён исполнителем заказа - оказывается под большим вопросом.
Так, по данным Комитета по статистике за январь-июль 2016 года в Казахстане производились только хлопчатобумажные ткани.
При этом, исполнение заказа связано с использованием шерстяных и полушерстяных (камвольных, суконных, смесовых) тканей, которые в нашей стране не производятся.
Эти ткани импортировались через аффилированное с Консорциумом ТОО «Ютария» и для получения 96% казахстанского содержания должны были учитываться как продукция отечественного производства, что не соответствует действительности.
Таким образом, в нынешних трудных экономических условиях, 9 млрд.государственных средств пошли не на поддержку отечественных производителей, а на прибыль зарубежных предприятий.
Кроме того, этот факт означает и необходимость пересмотра итогов определения поставщика данного заказа, так как, по мнению обратившихся предприятий, Консорциум оказался неспособен обеспечить 96% казахстанского содержания своей продукции, на основании которых были отвергнуты более реалистичные предложения других участников.
Кроме того, в данной схеме усматривается ограничение конкуренции со стороны Консорциума, объединяющего в своих рядах нескольких избранных производителей, в ущерб интересам всех остальных участников рынка.
Необходимо учесть, что статьей 170 Предпринимательского кодекса запрещаются согласованные действия субъектов рынка, направленные на ограничение конкуренции.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит рассмотреть данную ситуацию на предмет соответствия законодательству РК в сфере гособоронзаказа и в области защиты конкуренции, а также принять системные меры по недопущению подобных манипуляций в будущем.
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол» Д. Еспаева
А. Перуашев
Е. Никитинская
К. Абсатиров
Б. Дюсембинов
Е. Барлыбаев
М. Казбекова