24.09.2014
24 сентября 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Вопреки многочисленным лозунгам госорганов о поддержке перерабатывающей промышленности, налоговая политика преимущественно ориентирована на интересы добывающих компаний – об этом заявил Азат Перуашев сегодня на пленарном заседании Мажилиса, озвучивая депутатский запрос фракции на имя Премьер-министра К.Масимова. Полный текст депутатского запроса приводится ниже.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К. К.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Как известно, казахстанский экспорт имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Так, по итогам 2013 г. доля минерального сырья в общем объеме экспортных операций превысила 76%.
В то же время, экспорт потребительских товаров составил лишь 4,6%. При этом если из экспорта потребительских товаров исключить нефтепродукты и агропродовольственные товары, то экспорт готовой потребительской продукции составляет всего лишь 0,4% казахстанского экспорта.
Не случайно Глава Государства в Послании народу Казахстана 17 января т.г. поставил задачу увеличения доли несырьевой продукции в казахстанском экспорте до 70 процентов.
В реализацию этих поручений, Правительством проводится определенная работа, разработаны программы поддержки, такие как 'Экспорт-2020' и соответствующие инструменты в виде компенсаций части расходов по выходу на внешний рынок, организация зарубежных торговых поездок и выставок, информационная поддержка, торговое финансирование и страхование и т.д.
Однако подобные меры не могут сравниться по своему влиянию с таким важнейшим направлением экономического регулирования, как налоговая политика. Но во многом именно в нынешней налоговой политике заложены диспропорции, формирующие преимущества добывающего сектора перед отечественной обрабатывающей промышленностью.
Так, в действующей редакции Налогового кодекса для экспортёров установлены условия возврата НДС по следующей схеме:
- при экспорте более 70% продукции НДС возвращается в сокращённые сроки не более 60 дней;
- при экспорте менее 70%, предприятию возвращается лишь 35% НДС, причём в срок до 180 рабочих дней. А остальная сумма (65%) остаётся 'замороженной' на неопределённый срок и не выплачивается годами. Это не 'фигура речи', а реальная практика налогового администрирования в Казахстане, которая сводит на 'нет' все красивые презентации чиновников о 'налоговом рае'.
Нарастающие год из года суммы невозврата НДС по каждому предприятию-экспортёру приводит к финансовым потерям, практическому росту себестоимости и потере конкурентоспособности отечественных товаров.
Очевидно, что по объективным причинам именно сырьевые предприятия способны экспортировать более 70% продукции. И именно они получают преимущество от такой налоговой политики.
Более того: такая налоговая политика сдерживает и диверсификацию сырьевых компаний, делая для них невыгодными инвестиции в переработку собственного сырья. Обработанная продукция заведомо сталкивается с более высокой конкуренцией на внешних рынках, включая вопросы технологии, производственных и логистических затрат и т.д. Поэтому развитие переработки для сырьевого сектора означает автоматическое снижение экспорта продукции, что чревато проблемами с возвратом НДС.
И по тем же самым причинам, обрабатывающим предприятиям крайне сложно обеспечить 70%-ый экспорт своих товаров. В результате, именно их средства годами не возвращаются государством, что ведёт к росту себестоимости и ещё большему снижению конкурентоспособности. Элементарный расчёт показывает, что при задержке возврата НДС на один год, его реальная стоимость уменьшается на стоимость коммерческого кредита на пополнение оборотных средств, т.е. на 15-18%, которые бизнес вынужден заимствовать, чтобы обеспечить работу предприятий. Тем самым, задержка возврата НДС наносит прямой финансовый ущерб отечественным производителям обрабатывающих секторов промышленности.
Если же отечественный товар конкурентоспособен, при существующих условиях производителям для получения возврата НДС необходимо отправлять основную часть продукции на экспорт, игнорируя существующий спрос на внутреннем рынке.
В результате происходит необоснованное удорожание цен даже на производимую в стране продукцию. Кроме того, такая деформация налоговой политики приводит к тому, что торговать чужими товарами в Казахстане давно стало выгоднее и проще, чем производить свои, да ещё нести потери от невозврата НДС, производственные затраты, высокие транспортные расходы, коррупционную 'ренту' и т.д.
Получается замкнутый круг: вопреки многочисленным лозунгам и заявлениям госорганов о поддержке перерабатывающей промышленности, стержень государственной экономической политики в лице налогового регулирования напротив, ориентирован на создание и сохранение преимуществ добывающих компаний. Ведь добывающие предприятия получают возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, из налогов, уплачиваемых в том числе и обрабатывающей промышленностью, малым и средним бизнесом,
По мнению партии 'Ак жол', сложившееся положение не способствует появлению новых высокотехнологичных предприятий, осуществляющих глубокую переработку сырья и материалов и производящих качественную конкурентоспособную продукцию.
Но даже при этом национальный бизнес, опираясь на политическую волю Главы государства, периодически совершает успешные прорывы, что также нельзя не отметить. Проблема лишь в том, что такие прорывы пока что скорее исключение, чем правило, и совершаются они нередко вопреки обстоятельствам.
В связи с этим, уважаемый Карим Кажимканович, просим рассмотреть возможность принятия мер поддержки отечественных экспортеров-товаропроизводителей в виде снижения барьера доли экспорта в общем объеме производства с 70 до 30%, а также сокращения сроков возврата сумм превышения НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, до 30 дней.
Уверены, что подобные меры оказали бы реальное содействие казахстанскому бизнесу и экономике в целом.
С уважением,