26
Февраля

26.02.2014

«Ак жол»: Необходимо прекратить практику вывода контрольно-надзорных функций госорганов из-под действия норм Закона «О государственном контроле и надзоре»

                                                                                                                              Премьер-Министру
   Республики Казахстан
Ахметову С. Н. 
Озвучил  
Депутатский запрос
Уважаемый Серик Ныгметович ! 
В Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», а так же в ходе презентации проектов Карты индустриализации и церемонии награждения лауреатов и вручения специальных премий конкурсов «Алтын сапа» и «Парыз», Главой Государства было отмечена необходимость принятия дополнительных мер по оптимизации сферы государственного контроля и надзора.
По официальным статистическим сведениям, только с начала внедрения в органах прокуратуры проекта по электронному приему жалоб со стороны проверяемых субъектов, в адрес Комитета правовой статистики  обратилось более 22 тысяч предпринимателей. Из общего числа поступивших в 2013 году сообщений, в 75 % случаях факты нарушений нашли свое подтверждение.
В порядке пресечения необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность отказано в регистрации 1 890 актов о назначении проверок. Всего в 2013 году органами прокуратуры было выявлено 961 незаконных проверок в отношении субъектов частного предпринимательства, в регистрации 2 738 актов о назначении незаконных проверок было своевременно отказано. Только по г. Алматы прокуратурой города в сфере защиты прав предпринимателей в 2013 году, по результатам 28 проведенных проверок, было выявлено свыше 1 тыс. 300 нарушений законности. 
Как всем известно, в целях упорядочения контрольной и надзорной деятельности и оптимизации проверок 6 января 2011 года был принят Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».  
Вместе с тем, определенную настороженность и непонимание вызывает стремление некоторых государственных органов вывести часть своих контрольно-надзорных функций из-под действия норм Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре». Только в 2012 году путем внесения всевозможных изменений в действующий Закон, из сферы его действия  был выведен контроль в сфере нефтегазопромысловой инфраструктуры,  промышленной безопасности и функционированием платежных систем.
Аналогичная тенденция наблюдается и в поступившем на рассмотрение Мажилиса проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики».
Нормами Закона не охватывается осуществление контроля и надзора связанного с карантином растений, санитарно-карантинным, ветеринарным контролем; осуществлением государственного контроля и надзора по ветеринарии и карантину растений на объектах внутренней торговли; контролем на территории субъекта, осуществляющего производство отдельных видов подакцизных товаров, посредством акцизных постов, а также проведением контрольного учета этилового спирта и алкогольной продукции в организациях, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции; соблюдением требований финансового законодательства Республики Казахстан. И это – далеко не полный перечень изъятий.
Принимая во внимание сложившееся на сегодняшний день состояние законности в области защиты предпринимателей, представляется целесообразным прекратить практику вывода какой-бы то ни было сферы отношений из-под действия профильного Закона. 
Одной из дальнейших мер по оптимизации системы государственного контроля и надзора на современном этапе предлагается внедрение практики составления ежегодных докладов по состоянию законности в данной отрасли. В качестве положительного примера в данном вопросе можно рассмотреть опыт Российской Федерации и ряда стран Европейского союза, где уже внедрена практика составления национальных докладов о состоянии государственного контроля и надзора.
Вместе с тем, наиболее эффективной мерой совершенствования системы государственного контроля и надзора на ее современном этапе, по нашему мнению, будет являться практика охвата всех видов существующих на сегодня проверок сферой действия единого Закона, без каких-либо изъятий – в Законе «О государственном контроле и надзоре».   
В связи с вышеизложенным, уважаемый Серик Ныгметович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Вас предоставить информацию о мерах принимаемых Правительством РК по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного контроля и надзора, а также по оптимизации проверок.
О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»