13.05.2015
Озвучен 13 мая 2015 года
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимканович!
В условиях Евразийского экономического союза и предстоящего вступления в ВТО, основной акцент в конкуренции за рынок товаров и услуг переходит в систему технического регулирования.
Требования технических регламентов и национальных стандартов становятся главным инструментом защиты интересов отечественных производителей.
Совершенно очевидно, что Правительство уделяет должное внимание данному направлению, свидетельством чего служит тот факт, что Комплексным планом по совершенствованию системы технического регулирования до 2020 года запланирована ежегодная разработка не менее 1000 единиц стандартов.
На эти цели выделены бюджетные средства в размере около 8,5 млрд.тенге (2015 г. - 1 млрд. 185 млн. тг., 2016 год - 1 млрд 268 млн.тг., 2017 год – 1 млрд 357 млн. тг., 2018 год – 1 млрд 452 млн. тг., 2019 год – 1 млрд 554 млн. тг., 2020 год – 1 млрд 663 млн. тн.), т.е. в среднем до 1,5 млн.тенге на разработку одного стандарта.
Между тем, в Интернете в открытом доступе находятся базы данных уже существующих международных, национальных и внутренних стандартов многих стран и производителей, в том числе и на русском языке.
И по некоторым сведениям, уполномоченный госорган по техрегулированию (КТРМ), вместо самостоятельной разработки стандартов занимается успешным освоением выделенных бюджетных средств, путём простой имплементации (смены обложки) существующих чужих стандартов. Доля таких заимствованных стандартов оценивается специалистами в 70 и более %, однако бюджетные средства при этом списываются как за «самостоятельно разработанные» документы.
Получается, что за чисто номинальное придание находящемуся в открытом доступе документу - статуса «национального стандарта РК», государство платит как за полноценную разработку, включающую массу документальных, технологических и производственных процедур те же 1,5 млн.тенге.
Считаем, что в данном случае имеет место как минимум неэффективное использование бюджетных средств.
Однако, применяемый подход имеет и другой негативный эффект. Автоматически переносимые в Казахстан иностранные стандарты ориентированы на продукцию, производимую этими странами.
Тем самым, вместо роли защиты интересов отечественных производителей, выстраиваемая путём слепого дублирования система стандартов заведомо создает преимущества не для казахстанской, а для иностранной продукции даже на нашем внутреннем рынке.
Ещё более странно, что принятые за счет государственных средств национальные стандарты РК вдруг становятся «коммерческой информацией», доступ к которой сделан на платной основе, несмотря на то, что согласно Закону РК «О техническом регулировании» национальные стандарты - это стандарты доступные широкому кругу населения.
В этой связи, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1.Определить, что заимствованные стандарты могут утверждаться в качестве национальных стандартов РК только в том случае, если в Казахстане отсутствует собственное производство аналогичной продукции.
2.Установить, что при наличии отечественных производителей, национальные стандарты на выпускаемую ими продукцию могут разрабатываться только при непосредственном участии таких предприятий или отраслевых (межотраслевых) объединений.
В ходе разработки таких национальных стандартов необходимо обеспечить фиксацию характеристик, формирующих приоритет казахстанской продукции перед зарубежными аналогами.
3.Пересмотреть в сторону значительного сокращения расходы за утверждение стандартов, принимаемые методом «смены обложки». Полагаем, что оплата за такие документы, заимствованные из открытых источников, не может превышать размера заработной платы служащего, т.е. 100-150 тысяч тенге вместо 1,5 млн.
4.Обеспечить свободный доступ к базе данных национальных стандартов, разработанных за счет государственных средств, на безвозмездной основе.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»