26
Ноября

26.11.2014

О выработке комплекса мер, направленных на защиту внутреннего рынка и отечественных производителей от недобросовестного импорта

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К. 
Депутатский запрос
 Уважаемый Карим Кажимканович!
Одной из основных задач государства, определенных Главой государства в Стратегии «Казахстан - 2050» является вхождение Казахстана в число 30 самых развитых стран мира путем повышения конкурентоспособности отечественной продукции и качества жизни населения.
            В данном направлении Правительством проводится определенная работа. Однако этого нельзя сказать о сфере технического регулирования импортной продукции.
Так, на недавнем заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию были озвучены страшные цифры - (после вступления в силу технических регламентов ТС в период с 1 июля 2013 года по 1 марта 2014 года),  – 46 % товаров ввезено в Казахстан без документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности.
Следовательно, с большой степенью вероятности можно утверждать, что такие товары являются или некондиционными (испорченными), либо произведены с нарушениями технологических требований. Такая продукция вполне может содержать запрещенные в Казахстане препараты, превышать допустимый уровень вредных веществ, иметь иные изъяны и недостатки, угрожающих здоровью и безопасности наших граждан.
Но такие товары заведомо дешевле нормальных, соответствующих техническим регламентам, в чем и состоит их коммерческая привлекательность.
Эти товары завозятся по заниженным ценам и тем самым вытесняют товары отечественного производства, которые как раз обязаны проходить контроль  на соответствие нормам безопасности.
Получается, что 46% импортных товаров незаконно заняли на рынке место казахстанской продукции, и с точки зрения маркетинга это огромный урон для отечественных товаропроизводителей.
Ведь производство в таких объемах было бы способно значительно снизить себестоимость продукции, создать дополнительные рабочие места, обеспечить доходность местных предприятий и расширение их налогооблагаемой базы.
В реальности же мы не только не выводим отечественную продукцию на внешние рынки, а напротив - теряем свой собственный рынок.
Такая ситуация сложилась из-за отсутствия со стороны государственных органов должного контроля за реализацией нормы (ст. 301) Кодекса                   «О таможенном деле в РК», позволяющей ввозить импортную продукцию без документов по подтверждению соответствия. В указанном случае отсутствует контроль за выполнением импортерами обязательств по процедуре «условного выпуска» заключающейся в своевременном представлении таможенным органам документов по подтверждению соответствия продукции нормам безопасности.
Недобросовестные импортеры умело пользуются таким положением дел, ввозя и реализуя на территории Казахстана сомнительные товары и не считаясь с угрозой здоровью наших граждан и потерями национальной экономики.
При этом, в ходе вышеуказанного заседания выяснилось, что у уполномоченного органа практически нет рычагов для оперативного пресечения реализации опасной продукции даже в случае выявления таковой. Уполномоченный орган может лишь обратиться в местные органы власти, но ни самостоятельно остановить реализацию, ни опечатать склады с недоброкачественными товарами, ни изъять их из обращения напрямую не может. Нет чёткого понимания даже в таком вопросе, на кого должна возлагаться финансовая ответственность за эти мероприятия.
Между тем, качественные товары казахстанского производства зачастую не могут пробить себе дорогу на торговые полки, поскольку качественный и безопасный товар не бывает дешёвым и не может дать такую же коммерческую прибыль, как импорт некондиционной зарубежной продукции.
В  этой связи, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция ДПК «Ак жол»предлагает выработать комплекс мер, направленных на защиту внутреннего рынка и отечественных производителей от недобросовестного импорта, в том числе:
Первое. Ужесточить контроль за выполнением импортерами обязательств по процедуре «условного выпуска», предусмотренной (ст. 301) Таможенным Кодексом. В случае, если недобросовестным импортером в установленный срок не представляется документ подтверждающий безопасность ввезенной продукции применять меру по прямому изъятию небезопасной и некачественной продукции из обращения;
Второе. Предусмотреть меры по запрету на дальнейшее осуществление импорта товаров лицами, уклонившимся от подтверждения ранее ввезённых товаров на соответствие требованиям безопасности;
Третье. в соответствии с п.1.3. Указа Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2013 г. за № 691, завершить передачу единому органу в лице Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан функции «осуществления контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям». 
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»                                
         
  озвучил депутат Нурлан Жазылбеков                                                ответ на ДЗ-266