10
Июнь

10.06.2015

ДПК «Ак жол» повторно просит рассмотреть вопрос разработки Закона «О закупках»

Озвучен 10 июня 2015 года


                                                                                                                                               Премьер-Министру
                                                                                                                                  Республики Казахстан
                                                                                                                                  Масимову К. К.
 
Депутатский запрос

Уважаемый Карим Кажимканович!
 
13 февраля т.г. фракция ДПК «Ак жол» направила депутатский запрос Правительству о необходимости разработки закона «О закупках», регулирующего закупочную деятельность субъектов квазигосударственного сектора, в том числе нацкомпаний, госпредприятий, крупных недропользователей и т.д.
На принятии такого закона наша фракция настаивала в свете предыдущего исключения из системы госзакупок прежних преференций для отечественных производителей и нашего несогласия с таким подходом.
 
Недавно нами получен ответ Правительства Республики Казахстан (№17-58/674 от 23.04.2015 г.), в сообщается о нецелесообразности разработки и принятия единого Закона «О закупках».
 
В качестве аргумента приводится то, что в регулировании закупок субъектов квазигосударственного сектора имеется обширная правовая база.
Вместе с тем, правовая база закупок национальных компаний представлена отдельными правилами компаний, разработанных на основе типовых правил, утвержденных Постановлением Правительства РК (№787 от 28.05.2009 г.).
На основе этих типовых правил каждая компания устанавливает собственные конкретные требования, далеко не всегда в пользу отечественного бизнеса. Более того, отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной, за нарушения в данной сфере.
 
Для сравнения: в 2012 году за нарушения в сфере государственных закупок было наказано 2509 чиновников, из них 1026 привлечены к административной и уголовной ответственности. За тот же период, за нарушения при закупках субъектов квазигосударственного сектора наказаны 118 менеджеров и все они отделались только дисциплинарными взысканиями при том, что объемы рынка квазигосударственного сектора в пять и более раз превосходят рынок государственных закупок.
 
Например, в 2012 году объем государственных закупок составил 1,5 трлн. тенге, тогда как закупки национальных компаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн. тенге. В 2013 году государственные закупки составили 1 трлн. тенге, при том, что квазигосударственный сектор осуществил закупок на сумму 7,3 трлн.тг.
 
О том, что данное поле не урегулировано должным образом, свидетельствуют и многочисленные обращения казахстанских производителей по поводу нарушения их законных прав и интересов при проведении закупок дочерними организациями национальных компаний и недропользователями.
Более того, из опыта работы в различных бизнес-ассоциациях мы можем ответственно заявить, что пренебрежение интересами отечественных производителей со стороны субъектов квазигосударственного сектора носит систематический и совершенно безнаказанный характер.
 
На наш взгляд, именно данная сфера служит потенциальным полем коррупционных нарушений и источником т.н. «бегства капиталов» в оффшорные зоны. Считаем крайне важным перекрыть такие возможности.
 
Другим аргументом нецелесообразности разработки Закона «О закупках» приводится то, что принятие рамочного законопроекта будет противоречить Концепции правовой политики, согласно которой необходимо сокращать отсылочные нормы и расширять принятие законов прямого действия.
Однако наша фракция ДПК 'Ак жол' и не предлагает принимать рамочный закон. Мы говорим о необходимости принятия именно закона прямого действия, включающего прямые нормы регулирования закупок в квазигосударственном секторе в национальных интересах казахстанских производителей, вместо внутренних правил в интересах самого квазигосударственного сектора.
 
Отрицательный ответ на наш депутатский запрос также проводит аналогию с  рамочным характером действующего Федерального закона РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Однако, даже в действующей редакции данного закона прямо прописывается приоритет товаров российского происхождения. Так, согласно пункту 8 статьи 3 Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет продукции российского происхождения по отношению к продукции другого государства.
 
Кроме того, в настоящее время в Государственной думе РФ обсуждаются и уже приняты в первом чтении поправки в указанный Федеральный закон «О закупках», предусматривающие дополнительные прямые преференции российским предприятиям.
Предлагаемые изменения позволят создать механизмы координации закупок крупнейших заказчиков из числа предприятий с государственным участием, в том числе в сфере нефтедобычи и недропользования, с условием развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Это делается, невзирая на то, что РФ является и членом ВТО, и членом ЕАЭС.
 
Очевидно, что в таких условиях Казахстану также необходимо принимать адекватные меры.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» повторно просит рассмотреть вопрос разработки Закона «О закупках», который призван регулировать закупочную деятельность субъектов квазигосударственного сектора в интересах отечественных товаропроизводителей и национальной экономики в целом.
 
С уважением,
         Депутаты фракция  'Ак жол'