01.07.2015
Министру образования РК
Саринжипову А.Б.
Озвучен 1 июля 2015 года
Депутатский запрос
Уважаемый Аслан Бакенович!
Как известно, по всей стране сейчас идёт зачисление в вузы и выпуск молодых специалистов.
При этом, повторяющейся из года в год проблемой остаётся несоответствие распределения государственных образовательных грантов потребностям экономики.
По данным Счётного комитета, из-за подобных перекосов, в 2014 году остались не трудоустроенными около 9 тысяч выпускников вузов, обучавшихся по государственным грантам.
На обучение этих детей из бюджета было затрачено 4 млрд.тенге, которые не дали должного эффекта ни государству, ни самим выпускникам.
Между тем, распределение образовательных грантов, по нашему мнению, должно быть прямо привязано к планам социально-экономического развития страны.
В принципе, получение выпускником школы государственного гранта на обучение в вузе должно означать гарантию его дальнейшего трудоустройства по данной специальности.
Невыполнение этого условия означает несоответствие планов министерства реальным потребностям экономики, либо наличие серьёзных ошибок в таких расчётах.
Согласно Отчёту Правительства за 2014 г., показателем эффективности определялось трудоустройство 72% выпускников вузов, обучавшихся по госзаказу; фактическое исполнение составило 75%.
Однако данный критерий вызывает определённые сомнения. Как можно считать «эффективным» планирование, допускающее отклонения на целых 25%?
Если предприниматель вдруг без объяснений снизит уплату налогов на 25% или допустит сокращение рабочих мест в таком же объёме – он тут же окажется в центре усиленного внимания проверяющих органов всех видов.
А здесь государство потеряло 4 млрд.тенге, 9 тысяч молодых специалистов не нашли работу – и всё считается не просто нормальным, но даже эффективным.
В этом вопросе есть и ещё более важный аспект.
Затрачивая государственные средства на выпуск студентов в пустоту, без определённых перспектив найти работу – мы одновременно крадём у молодёжи, доверившейся министрам и ректорам её лучшие годы, когда по оценкам медиков, молодой интеллект наиболее восприимчив к новым знаниям.
Мы забираем у собственных детей 4 года их самого продуктивного времени, необходимого для успешного будущего, а взамен даём ничего не значащие корочки и обманутые ожидания.
Считаем, что Министерство образования и науки, как уполномоченный орган в сфере образования, должен понимать свою ответственность за сложившуюся ситуацию.
В этой связи, просим ответить на следующие вопросы:
1. Каким образом и в какие сроки министерство намерено навести порядок в планировании и распределении государственных грантов?
2. Будет ли назначено служебное расследование по причинам, приведшим к неэффективному использованию 4 млрд.тенге, затраченных на гранты нетрудоустроенных выпускников вузов?
3. На каких конкретных предприятиях или в каких организациях планировалось трудоустройство этих 9 тысяч выпускников вузов по госзаказу, оставшихся без работы? Ведётся ли вообще адресное планирование государственных грантов, ориентированное на потребности конкретных производств? Или судьбу тысяч выпускников уполномоченный орган может списать как «статистическую ошибку»?
4. Какие меры будут предприняты для гармонизации планирования развития экономики и подготовки специалистов по государственному заказу?
С уважением,
Депутаты фракции 'Ак жол'