19
Ноября

19.11.2015

Азат Перуашев предложил защитить казахстанских участников рынка госзакупок в условиях девальвации тенге

Озвучен 19 ноября 2015 года  
                                                                                                                             Премьер-Министру
                                                                                                                  Республики Казахстан
                                                                                                                  Масимову К.К.


 
Депутатский запрос

Уважаемый Карим Кажимканович!

Совершённый в августе т.г. переход к политике инфляционного таргетирования и свободному курсу национальной валюты Казахстана был обоснован целями стабилизации экономики и поддержки предпринимателей.
Между тем, его реализация поставила под вопрос исполнение договоров по государственным закупкам и закупкам квазигосударственного сектора,  заключенных до указанного перехода.
Как известно, казахстанские производители в настоящее время обеспечивают лишь определённую часть рынка и не способны полностью покрыть потребности государственного и квазигосударственного сектора как по потребительским, так и по промышленным товарам. Даже в их продукции доля импортных материалов и комплектующих нередко составляет более 50% стоимости.
 В этой связи, исполнение договоров, заключённых в рамках Закона РК «О государственных закупках», для поставщиков в большинстве случаев сопряжено с расчетами в иностранной валюте. Данный факт влечет автоматическое удорожание себестоимости поставляемых товаров, работ, услуг в связи с возникшей разницей курса валют около 40%.
Между тем, норма прибыли для бизнеса по таким контрактам в большинстве случаев закладывалась в пределах 10-15%. В результате можно констатировать, что исполнение договоров по госзакупкам на условиях, принятых до августа т.г., для поставщиков будет означать прямые убытки, а в ряде случаев – и угрозу полного банкротства.
В тоже время, увеличение суммы заключенных договоров не представляется возможным, поскольку Закон РК «О государственных закупках» содержат исчерпывающий перечень оснований по внесению изменений и/или дополнений в заключенный договор о закупках. Норма по увеличению размера оплаты без аналогичного увеличения объема поставки товаров работ и услуг ими не предусмотрена.
По сведениям НПП «Атамекен», судебные инстанции, рассмотрев сложившуюся ситуацию отказались признать её обстоятельства форс-мажорными и отнесли к «предпринимательским рискам».
Кроме того, вышеуказанным Законом и подзаконными актами, при неисполнении Поставщиком договорных обязательств, предусмотрено обязательное обращение заказчика в лице госоргана в суд с последующим включением предприятия в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Аналогичные нормы действуют в правилах закупок Фонда «Самрук-Казына», утверждаемых правительством.
Тем самым, предприниматель, без какой-либо личной вины или умысла, сам оказавшийся в крайне тяжёлой ситуации, вдобавок лишается права доступа на рынок государственных или квазигосударственных закупок.
Однако в условиях резкого сокращения кредитования, падения инвестиционной активности и покупательской способности населения, это зачастую будет означать лишение бизнеса единственного источника доходов и последней надежды на выживание в этот непростой период.
Фактически, тем самым произойдёт «зачистка» рынка госзакупок и закупок госпредприятий от казахстанских производителей и поставщиков и его передел в пользу иностранных компаний.
В этой связи вчера к депутатам фракции «Ак жол» обратились ряд членов Национальной палаты «Атамекен» и её руководства с просьбой о поддержке отечественного бизнеса. 
На основании вышеизложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Вас рассмотреть возможность срочного законодательного урегулирования вышеназванных вопросов, направленных на защиту казахстанских производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
В частности, мы предлагаем заменить обязанность госорганов и госпредприятий обращаться в суд по фактам неисполнения условий договора поставщиком – правом на такое обращение, в случае установления преднамеренного уклонения от исполнения договора; а также предоставить право заказчику на корректировку условий договора по объективным обстоятельствам, имеющим общенациональные масштабы, хотя бы для долгосрочных договоров.
 
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»

Ответ13.01.2016, 20-11/4799