11.05.2016
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович!
В апреле т.г. Международный консорциум журналистских расследований опубликовал данные об использовании оффшорных схем бизнесменами и высокопоставленными чиновниками по всему миру. Это событие получило название Панамского скандала, поскольку основанием для него послужили данные крупнейшей панамской юридической компании
Mossack Fonseca.
Как известно, оффшорные зоны используются не только для оптимизации налогообложения, но порой и для банального хищения бюджетных средств и коррупции. В этой связи, информация о наличии оффшорных счетов у высокопоставленных госслужащих вызвала бурную реакцию во многих странах. Так, премьер-министр Исландии подал в отставку, а премьер-министр Великобритании был вынужден давать объяснения прессе.
Три дня назад, 9 мая т.г., 'панамские документы' были открыты для свободного доступа в интернете. В них приводится и список участников оффшорных зон из Казахстана, который, по некоторым данным, состоит из 265 физических лиц, 8 компаний, 7 посредников и 243 адресов.
Основная часть списка состоит из представителей частного бизнеса. Если нет прямых доказательств незаконности происхождения средств на их счетах, либо их связи с использованием государственных полномочий и ресурсов, то свобода распоряжения таким капиталом гарантирована принципом частной собственности и законами рыночной экономики.
Более того, законодательные нормы и правила бизнеса в ряде случаев сами способствуют работе через оффшорные юрисдикции.
Не случайно, авторы скандального доклада специально подчёркивают, что владельцы оффшоров не обязательно преступают закон. Тем не менее, по их мнению, цитата: «панамские документы показали как чиновники по всему миру извлекали деньги из государственных компаний и перекладывали их в собственный карман, создавая непрозрачные структуры, которые на самом деле не имеют никакого отношения к бизнесу».
Поэтому, если сомнения в происхождении таких средств имеются, то это предмет изучения правоохранительных органов.
Вместе с тем, в этом списке имеются нынешний член казахстанского правительства, аким района, а также руководители некоторых предприятий с государственным участием.
Из них пока только министр образования Е.Сагадиев изложил свои объяснения, опирающиеся на многолетние занятия бизнесом до прихода на госслужбу.
Считаем также необходимым напомнить, что остроту проблемы увода денег из Казахстана в оффшорные зоны демократическая фракция 'Ак жол' поднимала в своих депутатских запросах 3 апреля, 25 сентября 2013 г., 15 января 2014 г., 13 мая 2015 г..
А 16 апреля 2014 г., мы предложили Правительству реализовать меры по де-оффшоризации казахстанской экономики.
В частности, мы предложили отменить принцип банковской тайны в отношение зарубежных банковских счетов членов правительства и руководителей национальных компаний и госпредприятий, учитывая тот факт, что им доверено напрямую распоряжаться огромными государственными средствами.
Для тех случаев, когда использование оффшорных зон обусловлено объективными обстоятельствами, фракция ДПК 'Ак жол' предложила разработать проект закона 'О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны', предусматривающий доступность такой информации для фискальных органов, особый формат отчётности, а также иные вопросы.
Кроме того, мы считаем, что компании, выводящие прибыль через оффшоры, не должны пользоваться поддержкой госпрограмм, налоговыми льготами, государственными субсидиями и иными преференциями. Более того, представляется сомнительным и участие таких компаний в госзакупках и закупках квази-государственного сектора, так как их действия создают недобросовестную конкуренцию по отношению к тому бизнесу, который работает прозрачно и платит все налоги.
Панамский скандал снова показывает актуальность срочной разработки и реализации подобных мер. Иначе, как показал опыт Кипра в 2013 г. (когда средства на банковских счетах были просто массово конфискованы), даже при наличии правовых оснований, может не остаться возможности истребовать такие средства к возвращению.
Между тем, по нашему мнению, необходимо не дожидаться бегства очередных чиновников и олихархов, а создать законодательные условия, исключающие такие тенденции в принципе.
Потому что поставленная на экспорт коррупция снижает финансовые возможности государства, демотивирует добросовестный бизнес, дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честным производительным трудом.
На основании вышеизложенного, уважаемый Карим Кажимканович, демократическая фракция 'Ак жол' просит Вас:
1) сообщить о мерах, предпринимаемых Правительством по де-оффшоризации национальной экономики;
2) рассмотреть вопрос о разработке и внесении в парламент законопроекта 'О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны'
С уважением, депутаты фракции 'Ак жол'