Озвучен 1 февраля 2017 года
Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Вчера, в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Президентом Республики Нурсултаном Назарбаевым было дано поручение к 2025 году добиться увеличения несырьевого экспорта в два раза.
Для этого, как прагматик и реалист, Нурсултан Абишевич предлагает бизнесу не 'изобретать велосипед', а встраиваться в глобальные цепочки производства и сбыта товаров и услуг. Это нужно делать прежде всего за счет привлечения транснациональных компаний.
При этом необходимо учитывать, что транснациональные корпорации, как правило, ориентированы только на крупный бизнес.
Но аналогичные подходы по вхождению в действующие международные системы есть также и для малого и среднего бизнеса.
Прежде всего, это инструмент франчайзинга, когда передовые мировые компании предоставляют свои технологии и процессы местным предпринимателям, и включают их в свою глобальную сеть производства и реализации продукции.
При этом, франшизо-держатель осуществляет контроль за качеством и соблюдением технологии, что освобождает государство от надзорных функций и снижает коррупционное поле.
Практика свидетельствуют о высокой эффективности франчайзинга в обеспечении рынка сбыта и устойчивости МСБ в странах ОЭСР. Согласно международным данным, если из вновь создающихся предприятий частного бизнеса в первые же 3 года разоряются порядка 70-80%, то среди предпринимателей, использующих франшизу, доля банкротов в этот же период не превышает 20-30%, а более 60% успешно осваиваются на рынке.
Не случайно, некоторые европейские страны предоставляют государственную поддержку только тем частным предприятиям, которые используют франшизы из утвержденного правительственными органами списка лучших международных компаний в каждой отрасли.
Вопрос лишь в том, что франшизы реальных лидеров обходятся бизнесу весьма недёшево.
Тем не менее, эксперты прогнозируют, что в XXI веке более 50% малого и среднего бизнеса в мире будет работать по системе франчайзинга.
В настоящее время в Казахстане по франчайзингу уже работают такие известные компании как Coca-Cola, Баскин Роббинс, KFC, Adidas, Международная сеть отелей Marriot.
С прошлого года фондом 'Даму' запущена программа финансирования франчайзинговых проектов на сумму 1 млрд.тенге.
Однако указанной программой по данным СМИ воспользовались всего лишь 8 предпринимателей, что говорит о недооценке роли данного инструмента, как успешного канала импорта технологий и продвижения товаров.
Другой проблемой является недостаток промышленного франчайзинга, связанного в том числе с передачей лицензии на производство продукции. По имеющейся информации, в Казахстане в сфере производственного франчайзинга задействовано лишь 2% от общего числа франчайзинговых предприятий
Принимая во внимание вышеизложенное, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Вас:
1) Изучить международный франчайзинговый рынок и сформировать перечень компаний-лидеров, прежде всего в производственном секторе, чьи франшизы Правительство могло бы рекомендовать бизнесу для внедрения в Казахстане;
2) Аналогично подходам по поддержке предприятий с участием транснациональных корпораций, предусмотреть соответствующие стимулы и для предпринимателей малого и среднего бизнеса, использующих инструменты международного франчайзинга;
3) Рассмотреть вопрос о субсидировании расходов предприятий по оплате международной франшизы из утверждённого правительством перечня;
4) Включить развитие международного франчайзинга в число приоритетных направлений Программы индустриально-инновационного развития РК на 2015 - 2019 годы.
С уважением,
депутат фракции «Ак жол»