Озвучен 19 апреля 2017 года
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года поставлена задача обеспечить к 2050 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50 %.
В то же время, законодательством РК не предусмотрены механизмы стимулирования инвестиционных проектов среднего бизнеса.
Согласно ст. 286 и ст.290 Предпринимательского кодекса РК, предоставление таких преференций, как освобождение от выплат КПН, имущественного налога, НДС на импорт товаров, таможенных пошлин, - предусмотрено исключительно для крупных инвесторов в обрабатывающей промышленности с объемом инвестиций не менее 2 млн. МРП (или 4,5 млрд. тенге).
Тем самым, действующая инвестиционная политика не соответствует задачам, поставленным Главой государства в нынешнем Послании.
Однако совершенно очевидно, что без соответствующих инвестиций в сектор среднего бизнеса, его роль в экономике не сможет возрасти так кардинально, как требует Президент.
Более того, без привлечения капитальных вложений, и структура среднего бизнеса останется по-прежнему сервисной и торговой, но никак не производительной.
Между тем, именно средний бизнес в производстве товаров массового потребления (ТНП) способен снизить импортозависимость экономики, гибче реагировать на изменения конъюнктуры и гасить такие вызовы, как например, колебания курса валюты и инфляция.
Большинство производственных линий в пищевой, легкой, мебельной промышленности, производстве медицинских изделий и средств гигиены, бытовой химии и т.д. - имеют стоимость не более 2 – 3 млн. долларов США.
Однако, из-за действующих требований, все они оказываются за рамками предусмотренных преференций, что не позволяет быстро и эффективно нарастить долю среднего бизнеса в экономике страны.
По нынешним правилам, инвестиционными преференциями смогут воспользоваться лишь отдельные крупные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения - например, в сфере металлургии и металлообработки, нефтехимии и машиностроении.
В то же время, выпуск готовых потребительских товаров, насыщение внутреннего рынка товарами казахстанского производства не может рассчитывать на подобную поддержку.
Поэтому не приходится удивляться столь высокой импортозависимости нашего рынка и столь резким колебаниям цен при девальвации. Всё это негативно сказывается не только на экономических показателях, но и на социально самочувствии общества, его отношении к проводимым реформам.
Мы абсолютно уверены, что даже самые успешные, но отдельные предприятия, производящие продукцию производственного назначения, - не смогут изменить структуру отечественной экономики и защитить её от внешних колебаний. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития несырьевого сектора, нужна масса современных перерабатывающих компаний как среди крупного, так и среди среднего бизнеса, производящих не только промышленные, но и готовые потребительские товары.
Фракция «Ак жол» направляла аналогичный запрос Правительству 5 ноября 2014 года, на который был получен ответ о том, что преференции предназначены исключительно на поддержание крупных проектов.
Однако в связи с новыми задачами, поставленными в нынешнем Послании Главы государства по возрастанию роли малого и среднего бизнеса, считаем необходимым вернуться к рассмотрению данного вопроса.
На основании изложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол», предлагает:
Снизить порог отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются преференции - с 2 млн. до 1млн. МРП, а также распространить иные государственные меры поддержки инвестиций на субъекты среднего бизнеса производящие товары массового потребления.
С уважением,